ОДНКНР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам духовно-нравственной культуры
России
для 5 класса

Программу составила
Зотина Евгения
Владимировна
учитель русского языка и
литературы

2021

Планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР в 5 классе

1) Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4—5 классы). Рабочая
программа. – М.: «Просвещение», 2019
2) Шемшурин А. А., Брунчукова Н. М., Демин Р. Н. и др. Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
светской этики. 4 класс (4—5 классы). Учебник. – М.: «Просвещение», 2019
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и
уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих
эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; осуществлять
поиск средств ее достижения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных
и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность
конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватное оценивание собственного поведения и
поведения окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как
основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в
становлении
российской
государственности;
формирование
первоначального
представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе
многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности
человеческой жизни.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
 осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
 проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
 стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
 характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
 сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные вфольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
 различать культовые сооружения разных религий;
 формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
 рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
 кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:

 оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
 анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу)
в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
 анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Обучающиеся научатся:
 воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений
учителя;
 сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
 проводить
аналогии
между
героями,
сопоставлять
их
поведение
собщечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
 участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
 создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя;
 оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей;
 работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей;
 использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 высказывать предположения о последствиях неправильного(безнравственного)
поведения человека;
 оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития;
 работать с историческими источниками и документами.

Содержание учебного курса
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2ч.)
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в
древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в
жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные
ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.
Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее
распространенные в современном мире и традиционные для России религии. Религиозная
культура. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных
религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии.
Раздел 2. Знакомство с основами этики (1ч.)
Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества.
Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы
для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях (2ч.)
Аристотель. Цицерон. Происхождение слова «мораль». В. А. Сухомлинский
«Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Добродетели

ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки.
Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные
качества и добродетели. Отзывчивость. Честность и правдивость. Честность и верность.
Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности.
Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество.
Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в
повседневной жизни.
Раздел 4. Этика о нравственном выборе (3ч.)
Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека.
Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека.
Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние
на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на
нравственный выбор. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в
жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. Долг и нравственный
выбор. Долг и совесть. Стыд. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности.
Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о
стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные
качества и привычки человека. Самовоспитание.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (2ч.)
Учение о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе.
Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. государство. Россия
— государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства.
Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности
государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей.
Светская этика. Государственные праздники.
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (2ч.)
Нравственный закон. Моисей. Скрижали Завета. Тора. христианство. Заповеди об
отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях
человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих
взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека.
Прощение как одно из проявлений любви.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (3ч.)
Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе. Отношение к людям в традиции религиозных
культур и в светской этике. Пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга
ислама. Будда и буддизм. Чистота и красота речи в традиционной системе ценностей
российской культуры. Проявления милосердия в повседневной жизни. Взаимоотношения
людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.
Промежуточная аттестация за курс ОДНКНР в 5 классе.
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (2ч.)
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и
бескорыстной помощи нуждающимся. Борьба А. Швейцера за прекращение производства
ядерного оружия. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Как научиться
«взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и
прекрасном».

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Распределение учебных часов
Название раздела/темы

Количество
часов
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
2
Раздел 2. Знакомство с основами этики
1
Раздел 3. Этические учения о добродетелях
2
Раздел 4. Этика о нравственном выборе
3
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом 2
государстве
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни
2
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу
3
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам
2
Итого
17

Тематическое планирование по ОДНКНР 5 класс
№
Название раздела, темы
п/п
1
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2ч.) Россия — наша
Родина
2
Духовные ценности человечества. Культура. Религия
3
Раздел 2. Знакомство с основами этики (1ч.) Не совсем
обычный урок. Диалог о философии и этике. Мораль и
нравственность
4
Раздел 3. Этические учения о добродетелях (2ч.) Что такое
добродетель. Нравственные качества
5
Терпение и терпимость
6
Раздел 4. Этика о нравственном выборе (3ч.) Убеждения.
Нравственный выбор.
7
Совесть. Долг
8
Ответственность. Этика о воспитании самого себя.
9
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и
справедливом государстве. (2ч.) Справедливость
10 Государство, основанное на справедливости. Светская этика.
11 Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (2ч.)
Нравственный закон. Десять заповедей
12 Заповеди любви. Прощение.
13 Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (3ч.) Этика
об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки
14 Милосердие. «Золотое правило нравственности»
15 Промежуточная аттестация.
16 Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (2ч.)
Нравственные законы в современном мире
17 Этическое учение Л. Н. Толстого. «Идти дорогою добра»
Год: 17 ч.

Кол-во часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».