Рабочая программа по химии 8 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

результаты

освоения

программы

основного

общего

образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации учащихся. Личностные результаты
отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе, в том
числе в части:
1)

патриотического

воспитания:

ценностного

отношения

к

отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания
значения химической науки в жизни современного общества, способности
владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания: представления о социальных нормах и
правилах

межличностных

компетентности

в

отношений

общественно

в

коллективе,

полезной,

коммуникативной

учебно-исследовательской,

творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении

химических

экспериментов,

создании

учебных

проектов,

стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности, готовности оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
3) ценности научного познания: мировоззренческие представления о
веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню
развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной
картины мира, представления об основных закономерностях развития природы,

взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых
знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том
числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой,

доступными

техническими

средствами

информационных

технологий; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности,
к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ
жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя,

наркотиков,

курения),

необходимости

соблюдения

правил

безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни;
5) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий
и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии,
осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения образования с
учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов
и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития
необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания: экологически целесообразное отношение
к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание
ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к
собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять
знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с
окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их

решения посредством методов химии, экологического мышления, умения
руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной
практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип,
гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются
в естественнонаучных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих
предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и
универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные),

которые

обеспечивают

коммуникативные,

формирование

готовности

к

самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: умения использовать приёмы логического
мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий
(выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений,
выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и
химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи между
объектами

изучения,

строить

логические

рассуждения

(индуктивные,

дедуктивные, по аналогии), делать выводы и заключения; умение применять в
процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические
(знаковые)

модели,

используемые

в

химии,

преобразовывать

широко

применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ
элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении
учебно-познавательных задач, с учётом этих модельных представлений
выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов –
химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности,
причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и
явлениях.

Базовые

исследовательские

действия:

умение

использовать

поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве
основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых
суждений; приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических

экспериментов,

умение

наблюдать

за

ходом

процесса,

самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о
проделанной работе.
Работа

с

информацией:

умение

выбирать,

анализировать

и

интерпретировать информацию различных видов и форм представления,
получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического
содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать
противоречивую и недостоверную информацию; умение применять различные
методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных,
необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого
типа,

приобретение

опыта

в

области

использования

информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного
использования различных поисковых систем, самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их
комбинациями; умение использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение задавать
вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы,
формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной
задачи; приобретение опыта презентации результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию
свойств веществ, учебного проекта); заинтересованность в совместной со
сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении
возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования

позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация
совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной
работы и другие);
Регулятивные

универсальные

учебные

действия:

умение

самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм
действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об
изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие
полученного результата заявленной цели, умение использовать и анализировать
контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В

составе

предметных

результатов

по

освоению

обязательного

содержания, установленного данной федеральной рабочей программой,
выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы
действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности
по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений: раскрывать смысл
основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое
вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность,
относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль,
молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный
объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень
окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения,
реакции

разложения,

реакции

замещения,

реакции

обмена,

экзо-

и

эндотермические реакции, тепловой эффект реакции, ядро атома, электронный
слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и
неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор,

массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе; иллюстрировать
взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при
описании веществ и их превращений; использовать химическую символику для
составления формул веществ и уравнений химических реакций; определять
валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления
элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях; раскрывать смысл Периодического закона Д.И.
Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств
химических элементов от их положения в Периодической системе, законов
сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярного учения,
закона

Авогадро;

описывать

и

характеризовать

табличную

форму

Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная
подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие
периоды, соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая
система

химических

элементов

Д.И.

Менделеева»

с

числовыми

характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра,
общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту); характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений
соответствующих химических реакций; прогнозировать свойства веществ в
зависимости от их качественного состава, возможности протекания химических
превращений в различных условиях; вычислять относительную молекулярную и
молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле
соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по
уравнению химической реакции; применять основные операции мыслительной
деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию,
классификацию, выявление причинноследственных связей – для изучения
свойств веществ и химических реакций, естественнонаучные методы познания –

наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению
и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению
растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, планировать
и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и
кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие)

СОДЕРЖАНИЕ
Основной курс (8 класс, 68 ч - 2 ч в неделю)
Первоначальные химические понятия (18 часов)
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела
и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ.
Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества,
массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам химических
соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент:
знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и
приёмами обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание
физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение физических
(плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и
конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной
проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание
признаков протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие

серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при
нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II), изучение
способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция,

хроматография,

проведение

очистки

поваренной

соли,

наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон
сохранения массы, создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ (30 часов)
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства
(реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения
кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе.
Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха,
усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и
соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные
и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля
вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в
природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение
природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов:

солеобразующие

(основные,

кислотные,

амфотерные)

и

несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства
оксидов. Получение оксидов.
Основания.

Классификация

оснований:

щёлочи

и

нерастворимые

основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства
оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и
химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова.
Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей.
Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент:
качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение,
собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения
горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств,
получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение),
взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно использование
видеоматериалов), наблюдение образцов веществ количеством 1 моль,
исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью,
приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого
вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно
использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических
веществ различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в
растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с
раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации,
получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из

раствора соли, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы
неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д.

И.

Менделеева.

Строение

атомов.

Химическая

связь.

Окислительно-восстановительные реакции (20 часов)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены,
инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и
гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической
системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его
положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и
гражданин.
Химическая

связь.

Ковалентная

(полярная

и

неполярная)

связь.

Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители.

Химический эксперимент:
изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие
гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение,
реакции разложения, соединения).

Тематическое планирование уроков химии в 8 классе
№

Раздел программы.

Кол-во

п/п

Тема урока

часов

Первоначальные химические понятия
1

Предмет химии. Роль химии в жизни человека

18
1

Методы изучения химии
2

Агрегатные состояния вещества

1

3

ПР №1 Правила техники безопасности при работе в

1

химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным
оборудованием и нагревательными приборами
4

ПР №2 Наблюдение за горящей свечой

1

5

Физические явления – основа разделения смесей в химии

1

6

ПР №3 Анализ почвы

1

7

Атомно-молекулярное учение. Химические элементы

1

Знаки химических элементов. Периодическая таблица Д.И.
Менделеева
8

Химические формулы

1

9

Химические формулы

1

10

Валентность

1

11

Валентность

1

12

Химические реакции

1

13

Химические уравнения

1

14

Химические уравнения

1

15

Типы химических реакций

1

16

Типы химических реакций

1

17

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные

1

химические понятия»
18

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные
химические понятия»
1 Четверть: 18 ч

1

Глава 2. Важнейшие представители неорганических

18

веществ. Количественные отношения в химии
19

Контрольная работа №1 «Первоначальные химические

1

понятия»
20

Воздух и его состав

1

21

Воздух и его состав

1

22

Кислород

1

23

ПР №4 Получение, собирание и распознавание кислорода

1

24

Оксиды

1

25

ПР №5 Получение, собирание и распознавание водорода

1

26

Кислоты и соли

1

27

Количество вещества. Молярная масса

1

28

Количество вещества. Молярная масса

1

29

Молярный объем газов

30

Расчеты по химическим уравнениям

1

31

Расчеты по химическим уравнениям

1

32

Вода. Основания

1

2 четверть: 14ч.
33

Растворы. Массовая доля растворенного вещества

1

34

ПР №6 Приготовление раствора с заданной массовой долей

1

растворенного вещества
35

Повторение

и

обобщение

на

тему

«Важнейшие

1

представители неорганических веществ. Количественные
отношения в химии»
36

Контрольная работа №2 «Важнейшие представители

1

неорганических веществ. Количественные отношения в
химии»
37

38

Оксиды, их классификация и химические свойства

1

Глава 3. Основные классы неорганических соединений

12

Оксиды, их классификация и химические свойства

1

39

Основания, их классификация и химические свойства

1

40

Основания, их классификация и химические свойства

1

41

Кислоты, их классификация и химические свойства

1

42

Кислоты, их классификация и химические свойства

1

43

Соли, их классификация и химические свойства

1

44

Соли, их классификация и химические свойства

1

45

Генетическая

связь

между классами

неорганических

1

связь

между классами

неорганических

1

Повторение и обобщение по теме «Основные классы

1

соединений
46

Генетическая
соединений

47

неорганических соединений»
48

Контрольная

работа

№

3

«Основные

классы

1

элементов.

1

Глава 4. Периодический закон и периодическая система

9

неорганических соединений»
49

Естественные

семейства

химических

Амфотерность

химических элементов Д.И. Менделеева. Строение
атома
50

Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым

1

51

Основные сведения о строение атома

1

52

Строение электронных оболочек атомов

1

3 четверть: 20 ч
53

Строение электронных оболочек атомов

54

Периодическая

система

химических

1
элементов

Д.И.

1

Менделеева
55

Характеристика

элемента

по

его

положению

в

1

по

его

положению

в

1

периодической системе
56

Характеристика

элемента

периодической системе

57

Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и
периодическая

система

химических

элементов

1

Д.И.

Менделеева. Строение атома»
Глава 5. Химическая связь.

11

Окислительно-восстановительные реакции
58

Контрольная работа № 4 «Периодический закон и
периодическая

система

химических

элементов

1

Д.И.

Менделеева. Строение атома»
59

Ионная химическая связь

1

60

Ковалентная полярная и неполярная химическая связь

1

61

Металлическая химическая связь

1

62

Степень окисления

1

63

Степень окисления

1

64

Окислительно-восстановительные реакции

1

65

Окислительно-восстановительные реакции

1

66

Повторение и обобщение по курсу 8 класса

1

67

Промежуточная аттестация

1

68

Итоги курса 8 класса

1

Итого

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».