Краеведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Краеведение»
ДЛЯ 6 КЛАССА

Программу составила
Большакова Елена
Владимировна
учитель технологии

2021

Пояснительная записка
6 класс
Рабочая программа составлена на основе:
1) История Архангельского Севера с древнейших времён до конца XV века: учеб. пособие
для учащихся 6-х общеобразоват. организаций/ А.Я. Мартынов, С.О. Шаляпин, Р.Ю.
Болдырев, Е.Е.; Северный (Арктич.) фелер. Ун-т им. М.В. Ломоносова, Архангельский
обл. ин-т открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». – Архангельск: САФУ АО ИОО, 2019. – 136 с.

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Краеведение».
1. Личностные результаты
Личностными результатами реализации внеурочной деятельности является
формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и
норм.
Реализация внеурочной деятельности способствует достижению следующих
результатов личностного развития:
1.
Осознания своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности.
2.
Освоения гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека.
3.
Осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
4. Понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.

Формируемые УУД:

овладение на уровне общего образования законченной системой
исторических и географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;

осознание ценности исторических и географических знаний, как
важнейшего компонента научной картины мира;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного
поведения в социальной среде;

воспитание уважения к Отечеству, к своей местности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению;

формирование целостного мировоззрения;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2. Метапредметные результаты
Метапредметными результатами реализации внеурочной деятельности являются:


1.
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др.
2.
Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях.
3.
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.).
4.
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Активное применение знаний и приобретенных умений, освоенных в школе и в повседневной
жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.3.

Предметные результаты
Выпускник научится:
Понимать ключевые события и процессы истории Архангельского Севера в контексте мировой и
отечественной истории, периодизацию, альтернативы и тенденции общественного развития в
различные периоды прошлого.
1.

Понимать основные факты и явления, отражающие целостность исторического процесса.

2.

Анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.

3.

Работать с источниками и научной литературой.

4.

Обосновывать и аргументировать свое мнение.

5. Овладеть технологиями получения и обновления знаний по истории
Архангельского Севера, в том числе использования электронных ресурсов. Особое
внимание должно уделяться формированию информационно-компьютерной
компетенции, позволяющей грамотно использовать Интернет-ресурсы в
образовательных целях.
Выпускник получит возможность научиться
1.

Ориентироваться в краеведческом материале.

2.

Самостоятельно знакомиться с историческими и культурными явлениями родного края.

3.
Понимать и оценивать события общественной, политической и культурной жизни нашего
региона.

4. Аргументировано формулировать свое отношение к происходящим событиям.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(17ч., 0,5ч. в неделю)
Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом.
Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических
раскопок в изучении истории Русского Севера. Хронология – наука об измерении
времени.
ГЛАВА I. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СЕВЕР В ЭПОХУ КАМНЯ – РАННЕГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Тема 1. Каменный век на территории Архангельского Севера
Откуда мы знаем о древней истории Севера. Когда и как впервые появились люди
на Архангельском Севере. Эпоха мезолита. Неолит.
Тема 2. Архангельский Север от энеолита до раннего Средневековья
Эпоха раннего металла. Эпоха железа. «Чудь белоглазая». Появление славян на
территории Архангельского Севера. Раннее Средневековье.
ГЛАВА II. ИСТОРИЯ АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА В X–XVВЕКАХ
Тема 3. Север в составе Новгородской земли
Причины и условия новгородской колонизации Севера. Боярская колонизация.
Крестьянская колонизация. Монастырская колонизация. Мирный и военный путь
колонизации Севера.
Тема 4. Вхождение Севера в состав Московского государства
Борьба за северные земли. Север между Новгородом и Москвой. Междоусобная
война за власть в Москве в XV веке. Вхождение новгородских земель в состав
Московского княжества. Заволочье в составе Московского княжества XV веке. Север –
морские ворота Московского государства и плацдарм для завоевания Сибири.
Тема 5. Социально-экономическое развитие Севера в XII–XV веках
Промысловое освоение северных земель. Крестьянская экономика Севера.
Монастыри как центры хозяйственной жизни. Северный посад: торговля и ремесленное
хозяйство.

Тематическое планирование по курсу «Краеведение» 6 класс
17 часов – 0,5 часа в неделю.
Раздел/тема урока

№
п/п
1
Каменный век на территории Архангельского Севера. Откуда мы

Кол-во
часов
1

знаем, как жили наши предки.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

Когда и как появились люди на Архангельском Севере?
Эпоха мезолита и неолита.
Архангельский Север от энеолита до раннего Средневековья.
Эпоха раннего металла.
Эпоха железа. «Чудь белоглазая». Появление славян на территории
Архангельского Севера.
Север в составе Новгородской земли. Причины и условия
новгородской колонизации Севера.
Боярская и крестьянская колонизации.
Монастырская колонизация.
Мирный и военный путь колонизации Севера.
Вхождение Севера в состав Московского государства. Борьба за
северные земли.
Север между Новгородом и Москвой. Муждоусобная война за власть
в Москве в XV веке.
Вхождение новгородских земель в состав Московского княжества.
Заволочье в составе Московского княжества в XV веке.
Север – морские ворота Московского государства и плацдарм для
завоевания Сибири.
Промежуточная аттестация.
Социально-экономическое развитие Севера в XII–XV веках.
Промысловое освоение северных земель. Крестьянская экономика
Севера.
Монастыри как центры хозяйственной жизни.
Северный посад: торговля и ремесленное хозяйство.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».