Право

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по праву
для 10 класса

Программу составила
Кухтина Анжелика Николаевна
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория

2021

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРАВО» В 10 КЛАССЕ
Личностными результатами выпускников при изучении курса «Право» являются:
— осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном
обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, предполагающими в том
числе анализ и оценку ситуаций, действий с правовых позиций;
— мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных
потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности, включая области правоприменительной и
правотворческой деятельности;
— ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах и требованиях права, отражающие идеалы
общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира.
Метапредметные результаты изучения курса «Право» проявляются в:
— умении на основе полученных в курсе правовых знаний адекватно оценивать с правовых позиций
собственное поведение, действия окружающих; осуществлять самоконтроль, видеть связь между усилиями и
достигнутым результатом;
— способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные жизненные ситуации,
выбирать и реализовывать способы правомерного поведения, адекватные этим ситуациям;
— ключевых навыках решения проблем правового характера, работы с информацией, её поиска, анализа и
обработки, коммуникации, сотрудничества;
— готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в
школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования правоведческого
профиля;
— ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и
информационные умения, умение работать с разными источниками правовой информации).
Предметными результатами освоения на углублённом уровне содержания курса «Право» являются:
— понимание права как целостной системы, как культурного явления в развитии цивилизационных
процессов, его значения для становления демократического правового государства;
— умение выявлять функциональные, иерархические и другие связи как внутри правовой системы, так и в
связи с другими социальными процессами, происходящими в общественной жизни;
— владение основными правовыми понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления
правовых ситуаций, возникающих в социальной действительности;
— опыт использования получаемых знаний и умений для решения проблем, связанных с возникновением
правовых ситуаций;
— умение извлекать правовую информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её,
соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по
проблеме в единый комплекс;
— умение соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;
— правовая идентификация личности обучающегося как гражданина России и будущего активного участника
общественной жизни;
— понимание гражданственности как полной субъектной самостоятельности, права быть как партнёром
государства и общества, так и находиться к ним в определённой оппозиции;
— мотивация к самостоятельному изучению правовых дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
— умение ориентироваться в социальных нормах: различать нравственные и правовые нормы, суждения и
оценки, понимать их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
— признание ценности Конституции РФ как основного закона страны, определяющего основы общественного
и государственного строя, права и свободы человека и гражданина;
— признание прав каждой отдельной личности на обладание этими правами, признание факта равноценности
всех людей и незыблемости их достоинства и прав;
— отношение к институту власти и права не с позиций зависимости и запрета, а с позиций партнёрства и
средства защиты и, как следствие, признание за собой ряда обязанностей, определяющих взаимоотношения
партнёрства и ответственности.
Выпускник школы должен не только овладеть перечисленными знаниями и умениями, но и достичь
определённого уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных
отношениях. Названные компетенции являются необходимой частью гражданской
культуры, освоение которой — одна из главных задач правового образования.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;

– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для
ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и
законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их
соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в
Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности,
применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской
Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в
Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с
положениями Конституции Российской Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав
человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном
взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и
объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в
государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя
Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права;;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области
международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды
запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере
гражданского права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты
интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения
брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой
статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать
примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности
несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и
административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения
конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с
использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках
международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях
военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и
изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других
государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных
международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания; выявлять особенности международноправовой ответственности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»

10 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Раздел I. Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм в древнем мире.
Возникновение и развитие ранних форм права. Происхождение государства. Связь государства и права.
Сущность права. Право как объективное явление, воздействующее на человеческую деятельность. Право как
средство регулирования общественных отношений. Понятие права. Наиболее общие признаки права.
Определение права. Социальное назначение и ценность права. Право — мера свободы и ответственности.
Отличие права от закона. Роль права в защите и совершенствовании демократии.
Сущность государства. Государство как публичная власть. Отличие государства от негосударственных
политических организаций. Деятельность государственного аппарата как способ осуществления публичной
власти.

Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства.
Формы политического режима.
Функции государства. Понятие функций государства. Внешние и внутренние функции государства.
Социально значимые функции государства.
Правовое государство. Правовое государство. Принципы правового государства. Условия формирования
правового государства.
Гражданское общество. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества.
Взаимодействие гражданского общества, права и государства. Роль гражданского общества в развитии
демократии и самоуправления.
Раздел II. Формы и структура права
Право в системе социальных регуляторов. Понятие нормы. Виды социальных норм. Право и другие
социальные нормы. Право и мораль.
Нормы права. Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура правовой нормы. Основные виды
юридических норм: регулятивные и правоохранительные. Управомочивающая норма. Запрещающая норма.
Обязывающая норма.
Источники права. Понятие источника права. Основные виды источников права. Международный договор и
международный обычай как традиционно сложившиеся источники международного права.
Система права. Понятие системы права. Основные структурные элементы системы права: нормы права,
правовые институты, отрасли права. Современная классификация отраслей российского права. Три основные
группы отраслей: базовые (конституционное право; материальные и процессуальные отрасли); специальные;
комплексные отрасли права. Частное и публичное право.
Правовые системы современности. Понятия «система права» и «правовая система». Понятие и
классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного
типа.
Раздел III. Становление и развитие отечественного права.
Формирование и развитие русского права. Основные этапы формирования русского права. Русская Правда.
Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г.
Эволюция советского законодательства. Этапы становления советского законодательства. Отрасли
советского права. Правовые ограничения и запреты в советском законодательстве. Советский суд.
Формирование права современной России. Становление современного российского федерализма. Реформа
системы правосудия. Гражданское право. Уголовное право и уголовно-процессуальное право.
Раздел IV. Правотворчество и правореализация.
Правотворчество. Понятие правотворчества. Основные принципы и виды правотворчества. Стадии (этапы)
правотворческого процесса.
Реализация и толкование права. Формы реализации права. Применение права как особая форма реализации
права. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
Правовые отношения. Понятие правоотношения. Субъективное право и юридические обязанности.
Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношений.
Юридические факты.
Законность и правопорядок. Понятие законности. Основные принципы законности. Правовой порядок.
Гарантии законности и правового порядка.
Механизм правового регулирования. Виды и средства правового регулирования. Понятие механизма
правового регулирования. Элементы правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность
права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Правомерное поведение и правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Причины роста
правонарушений. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Преступление и наказание. Понятие и признаки преступления. Преступность как социально-правовое
явление. Состояние преступности в России. Организованная преступность. Латентная преступность.
Международный терроризм. Понятие наказания. Виды наказаний. Цели наказания.
Органы охраны правопорядка. Виды государственных правоохранительных органов. Полномочия и
порядок деятельности суда, прокуратуры, полиции, Федеральной службы безопасности. Деятельность
адвокатуры и нотариата.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Разновидности правосознания. Осознание
ценности естественного права, прав и свобод человека — ключевая черта правосознания. Правовой нигилизм
и его причины. Активная и пассивная формы правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма.
Правовая культура — высшая ступень развития правосознания.
Раздел V. Право и личность

Права человека: понятие, сущность, структура. Понятие и сущность прав человека. Естественный и
неотчуждаемый характер прав человека. Развитие идеи прав человека в истории правовой мысли. Поколения
прав человека. Структура прав человека.
Правовой статус человека и гражданина. Понятие правового статуса. Юридические основания правового
статуса личности. Элементы правового статуса. Юридические права и обязанности. Субъективные права.
Различие правового статуса человека и гражданина. Основания ограничения
прав и свобод человека и гражданина.
Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Система органов защиты прав
человека в России. Юридические гарантии защиты прав человека. Защита прав и свобод человека всеми
способами, не запрещёнными законом.
Особенности социального государства. Необходимость социального государства. Гуманистический смысл
социального государства. Концепции социального качества. Становление социального государства в России.
Международная защита прав человека. Устав ООН и Международный билль о правах человека. Контроль
за соблюдением международных договоров по правам человека. Главные и вспомогательные органы ООН в
области прав человека. Региональные организации в области прав человека.
Раздел VI. Основы конституционного права Российской Федерации.
Конституционное право Российской Федерации. Место конституционного права в системе отраслей
российского права. Предмет конституционного права. Методы правового регулирования конституционного
права. Конституционное право — отрасль юридической науки. Верховенство
Конституции в обществе и государстве.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Понятие конституционного строя. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Народ как носитель
суверенитета и единственный источник власти. Правовые основы экономической системы. Правовые основы социальной системы. Правовые основы политической системы. Федеративное государственное
устройство.
Система органов государственной власти Российской Федерации. Понятие государственного органа.
Органы государственной власти в Российской Федерации. Правовой статус и полномочия Президента РФ.
Исполнительная власть. Судебная власть. Прокуратура в Российской Федерации.
Судебная власть. Понятие суда. Принципы судопроизводства. Правовой статус судьи в РФ.
Профессиональный судья. Непрофессиональный судья (присяжный заседатель).
Судебная система. Понятие и характеристики судебной системы. Типы судебных систем. Суды арбитражной
юрисдикции.
Система конституционных прав и свобод в Российской
Федерации. Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы. Конституционные права
и обязанности.
Институт гражданства. Гражданство Российской
Федерации. Понятие гражданства. Приобретение и утрата гражданства.
Многогражданство и безгражданство. Граждане иностранных государств.
Избирательное право. Выборы, их значение и разновидности. Сущность избирательного права. Принципы
проведения выборов в Российской Федерации. Избирательная система.
Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов. Ответственность за
нарушение законодательства о выборах.

№

Распределение учебных часов
Название темы

1
2
3
4
5
6

ТЕМА I. Право и государство
ТЕМА II. Формы и структура права
ТЕМА III. Становление и развитие отечественного права.
ТЕМА IV. Правотворчество и правореализация.
ТЕМА V. Право и личность
ТЕМА VI. Основы конституционного права Российской
Федерации.

7
8

Промежуточная аттестация
Итоговое повторение

Количество
часов
13
9
3
20
9
12
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».