Астрономия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АСТРОНОМИИ
ДЛЯ 10 КЛАССА

Программу составил
Амосов Алексей Сергеевич
учитель физики МБОУ СШ №1

2021

Пояснительная записка
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физикоматематическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины
мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон
длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных
учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим
для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации
наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие
приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить
информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах,
кометах, созвездиях, познакомиться со снимками планет.
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному
положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о
природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической
сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится
возможным благодаря широкому использованию физических теорий, а также исследований
излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру электромагнитных волн не
только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность
изучения таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в
земных лабораториях. В ходе изучения курса важно сформировать представление об эволюции
неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
1. осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы
и формировании современной естественнонаучной картины мира;
2. приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
3. овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического
использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном
пункте для заданного времени;
4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий;
5. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
6. формирование научного мировоззрения;
7. формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере
достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные
наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя
обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в
вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке,
могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов,
в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Содержание учебного предмета
10 класс (34 часа – 1 час в неделю)
Введение (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации.
Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные
и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное
излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических
исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник
Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Тема 1. Практические основы астрономии (7 часов)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы.
Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических
широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы
Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Тема 2. Строение Солнечной системы (6 часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение
массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Тема 3. Природа тел Солнечной системы (7 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна –
двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые
полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Тема 4. Солнце и звёзды (6 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических
исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон
Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс
и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект
Доплера. Диаграмма «спектр – светимость» («цвет – светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные
и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды – маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Тема 5. Строение и эволюция Вселенной (6 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная
материя).
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.

Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Тематическое планирование уроков астрономии в 10 классе
№

Раздел программы. Тема урока

Часы

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Введение (2 часа) Предмет астрономии
Наблюдения – основа астрономии
Тема 1. Практические основы астрономии (7 часов) Звёзды и созвездия
Небесные координаты и звёздные карты
Видимое движение звёзд на различных географических широтах
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика
Движение и фазы Луны
Затмения Солнца и Луны
Время и календарь
Тема 2. Строение Солнечной системы (6 часов) Развитие представлений о строении
мира
Конфигурация планет. Синодический период
Законы движения планет Солнечной системы
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Масса и
плотность Земли. Определение массы небесных тел. Приливы
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам
Тема 3. Природа тел Солнечной системы (7 часов) Общие характеристики планет
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение
Система Земля-Луна
Планеты земной группы
Далёкие планеты
Астероиды. Карликовые планеты
Кометы. Метеоры, болиды и метеориты
Тема 4. Солнце и звёзды (6 часов) Энергия и температура Солнца. Состав и строение
Солнца
Атмосфера Солнца. Солнечная активность
Годичный параллакс и расстояния до звёзд. Видимая и абсолютная звёздные величины.
Светимость звёзд
Спектры, цвет и температура звёзд. Диаграмма «спектр – светимость»
Массы и размеры звёзд
Переменные и нестационарные звёзды
Тема 5. Строение и эволюция Вселенной (6 часов) Млечный Путь и Галактика.
Звёздные скопления и ассоциации
Межзвёздная среда: газ и пыль. Движение звёзд в Галактике. Её вращение
Другие звёздные системы – Галактики
Основы современной космологии
Жизнь и разум во Вселенной
Промежуточная аттестация

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».