Музыка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА

Программу составила
учитель музыки
Бова Кристина Витальевна
МБОУ СШ №1
г. Архангельска.

2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «музыка»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
•
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; знание культуры своего народа,
своего края;
•
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
•
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств
других людей и сопереживание им;
•
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
•
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и
этнокультурных особенностей;
•
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
•
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического
характера.
Метапредметные
результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
•
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности
решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего
образования и отражают:
•
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга
на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
•
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также
образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного
отношения к явлениям жизни и искусства;
•
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация
музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
•
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации,
развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром,
кино, литературой, живописью;
•
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса,
устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
•
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку
как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми
понятиями музыкального искусства;
•
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной
музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Музыка» к концу 5 -го года обучения
Обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•

•

•
•

•

•

наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству,
оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность
тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности
видов искусства;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в
различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни
школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших
школьников и др.);
самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях,
кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки
зрения.
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных
образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и
форме её воплощения;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства,
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкальноритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной
деятельности;
осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии
исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в
выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине
современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в
отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена
выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры
мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки,
понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка
от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство
XX в.);
применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой
деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений
в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в
музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Обучающийся получит возможность научиться:
•
•
•
•

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных
ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и
современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей
действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других
источников.
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга,
составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять
инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов,
фестивалей и др.

2. Основное содержание
5 класс – 34 часа
«Музыка и литература» (17 ч)
Сюжеты, темы, образы музыки и литературы. Интонационные особенности языка народной,
профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика
средств художественной выразительности музыки и литературы. Вокальная музыка. Фольклор в музыке
русских композиторов. Жанры «симфония-действо», «кантата». Средства выразительности музыки и
литературы. Хор.
Симфонический оркестр. Певческие голоса. Музыкальные инструменты: струнные, челеста, флейта. Образы
колокольности в музыке и литературе. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра.
Реквием. Приёмы развития в музыке и литературе. Контраст интонаций. Опера. Либретто. Увертюра. Ария,
речитатив, хор, ансамбль. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители
(дирижёры,певцы). Балет. Либретто. Увертюра. Образы танцев. Симфоническое развитие.
Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.
Региональное содержание 1) Песни малой родины
2) Северные хороводы
3) Концертные залы Архангельска
«Музыка и изобразительное искусство» (17 ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины
природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных
эпох в изобразительном искусстве. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение a cappella. Солист.
Орган. Кантата. Триптих. Трёхчастная форма. Контраст. Повтор. Смешанный хор: сопрано, альты, тенора,
басы. Выразительность и изобразительность в музыке и изобразительном искусстве. Песня-плач. Протяжная
песня. Певческие голоса (меццо-сопрано). Образ музыки в изобразительном искусстве разных эпох.
Музыкальная живопись и живописная музыка. Творческая мастерская композитора, художника. Мелодия.
Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Квинтет. Прелюдия. Сюита.
Фреска. Орнамент. Тембры инструментов
(арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация.
Роль дирижёра в прочтении музыкального произведения. Группы инструментов симфонического оркестра.
Выдающиеся дирижёры. Симфония. Главные темы. Финал. Принципы развития в симфонии. Эскиз, этюд,
набросок, зарисовка в музыке и изобразительном искусстве.
Региональное содержание 4) Северные колокольные звоны
5) «Юнги северных морей»
Темы исследовательских проектов:
«Быть может, вся природа — желанье красоты?», «Вся Россия просится в песню…», «Нужна ли музыка в
театре, кино, телепередачах?», «Что за прелесть эти сказки…», «На земле родной не бывать врагу!», «Стань
музыкою, слово…», «Всю жизнь мою несу Родину в душе…», «Распахни мне, природа, объятья…», «О
подвигах, о доблести, о славе…», «Небесное и земное в звуках и красках», «Музыкальный театр: содружество
муз», «Что сердце заставляет говорить…», «В каждой душе звучит музыка…», «Музыка и литература в залах
картинной галереи».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Тема урока

1

Музыка и литература (17 часов)
Что роднит музыку с литературой. РС №1. Песни малой родины
Вокальная музыка
Вокальная музыка. РС №2. Северные хороводы
Вокальная музыка
Фольклор в музыке русских композиторов
Фольклор в музыке русских композиторов
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни
Вторая жизнь песни
«Всю жизнь мою несу родину в душе…»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. РС №3.Концертные залы
Архангельска
Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Музыка и изобразительное искусство (17часов)
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Небесное и земное в звуках и красках
«Звать через прошлое к настоящему»
Музыкальная живопись и живописная музыка
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. РС №4.Северные
колокольные звоны
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера
Образы борьбы и победы в искусстве
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Промежуточная аттестация

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«О подвигах, о доблести, о славе…». РС №5. Юнги северных морей
В каждой мимолетности вижу я миры…»
Мир композитора
С веком наравне
Урок-концерт

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».