Финансовая грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по финансовой грамотности
для 5а, 5б,5в классов

Программу составила
Шумкова Наталья Игоревна
учитель математики первая
квалификационная категория

2021

Планируемые результаты обучения в 5 классе
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчёт процентов;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести
диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать
обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её
развитию.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов
денег, доходов и расходов, анализ информации о средней заработной плате в регионе
проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне
безработицы, о социальных выплатах;
• установление причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и
его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность,
финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный
проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье
и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой
грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их
результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления
и активизации.

Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным
вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в
совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты
учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Обучающийся научится (базовый уровень):
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их
достижения;
- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем,
членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной
финансовой грамотности;
- выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и
общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты
поведения в аналогичных ситуациях;
- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности.
- называть основные источники доходов семьи;
- составлять задачи, требующие денежных расчётов;
- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности.
Предметные результаты:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о
роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой
семейный бюджет;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых
примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Обучающийся научится (базовый уровень):
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе
от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний
и навыков;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой
грамотности.
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи,
указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
- объяснять, как формируется семейный бюджет;
- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой
необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного
бюджета.
Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень):
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности
в конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в
решении повседневных финансовых задач;
• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых
решений о расходах;
• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Содержание курса «Финансовая грамотность» в 5 классе
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (4 ч)
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития
собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых
решений в своей семье.
ОГРАММА
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (13ч)
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги,
семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия,
стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы
первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования,
услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния
семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых
решений.
Промежуточная аттестация. Тест

Тематическое планирование
5 класс (17 часов, 0,5 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия
Введение в курс «Финансовая грамотность»
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Учимся оценивать свое финансовое поведение
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Деньги: что это такое
Деньги: что это такое
Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Учебные проекты «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
Промежуточная аттестация. Тест
Итого за год: 17 часов

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».