Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №1» (МБОУ СШ № 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД) ДЛЯ 8 КЛАССА Программу составила Большакова Елена Владимировна учитель технологии 2021 Пояснительная записка 8 класс Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: 1) Стандарт второго поколения: примерная программа по технологии для основной школы. 2) Программа «Технология. Обслуживающий труд». Авторы О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Макруцкая. – М.: «Дрофа», 2015 Планируемые результаты освоения программы по технологии Личностные результаты: 1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. 2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. 3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. 6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры. 7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. 8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. 9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты: 1. Планирование процесса познавательной деятельности. 2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни. 3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. 5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства. 6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов. 7. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость. 9. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. 10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. 11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. 13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. 14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. 15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. 16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты: В познавательной сфере: 1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; 2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения; 3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; 4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; 5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей; 6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; 7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; 8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: 1) планирование технологического процесса и процесса труда; 2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; 5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов; 6) планирование последовательности операций и составление технологической карты; 7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами; 9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни; 10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; 11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; 12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; 13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; 14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля; 17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 18) документирование результатов труда и проектной деятельности; 19) расчет себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере: 1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; 3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства; 4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательнотрудовой деятельности; 5) осознание ответственности за качество результатов труда; 6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; 7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. В эстетической сфере: 1) дизайнерское конструирование изделия; 2) применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, аппликация, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры; 3) моделирование художественного оформления объекта труда; 4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; 5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды; 6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; 7) создание художественного образа и воплощение его в материале; 8) развитие пространственного художественного воображения; 9) развитие композиционного мышления; 10) развитие чувства цвета, гармонии и контраста; 11) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы; 12) понимание роли света в образовании формы и цвета; 13) решение художественного образа средствами фактуры материалов; 14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей; 15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве; 16) применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.; 17) применение методов художественного проектирования одежды; 18) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола; 19) соблюдение правил этикета. В коммуникативной сфере: 1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива; 2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; 3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; 4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.; 5) способность к коллективному решению творческих задач; 6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива; 7) способность прийти на помощь товарищу; 8) способность бесконфликтного общения в коллективе. В физической сфере: 1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; 2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций; 3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований; 4) развитие глазомера; 5) развитие осязания, вкуса, обоняния. Раздел «Кулинария» Ученик научится: - самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы. Ученик получит возможность научиться: - составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма; - выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; - организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ; - экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом; - определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека; - выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека. Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» Ученик научится: - изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; - выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий. Ученик получит возможность научиться: - выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий; - определять и исправлять дефекты швейных изделий; - выполнять художественную отделку швейных изделий; - изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов; определять основные стили одежды и современные направления моды. Раздел «Технология ведения дома» Ученик научится: - Выбирать и использовать современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. - Удалять пятна с одежды. - Ремонтировать и отделывать одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Ученик получит возможность научиться - Самостоятельно производить выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий. - Делать влажную уборку дома с применением современных и безопасных моющих средств. Раздел «Электротехнические работы» Ученик научится: - читать схемы электрических цепей определять составляющие их элементы; - соблюдать правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов; правила оказания первой помощи при поражении электрическим током Ученик получит возможность научиться - Чертить простейшие схемы осветительных приборов, электрических цепей. - Производить их ремонт - Собирать простейшие электрические цепи; - оказывать первую помощь при поражении электрическим током. Раздел «Творческие проекты» Ученик научится: - планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; - обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; - составлять технологическую карту изготовления изделия; - выбирать средства реализации замысла; - осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; - представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; - готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. Ученик получит возможность научиться: - организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; - планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; - осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; - разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. Содержание курса (34ч., 1ч. в неделю) Кулинария (7 ч) Физиология питания (1 ч) Общие понятия об обмене веществ. Виды питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов. Факторы, влияющие на обмен веществ. Калорийность пищи. Вредное влияние курения и алкоголя на организм человека Практическая работа №1 «Расчет калорийности блюд. Составление суточного меню» Блюда из птицы (2 ч) Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Первичная обработка птицы. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Разрезание птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу. Изготовление папильоток. Практическая работа №2 «Оформление готового блюда из птицы и подача его к столу» Региональное содержание 1) "Борвина" - одно из любимых блюд на холмогорской земле. Блюда национальной кухни (1 ч) Выбор блюд национальной кухни в соответствии с традициями данного региона и желаниями учителя и учащихся. Практическая работа №3 «Приготовление поморской ухи» Региональное содержание 2) Поморская уха Сервировка стола (1 ч) Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Сервировка стола к обеду. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Аранжировка стола цветами. Оформление стола салфетками. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита. Практическая работа №4 «Сервировка стола к обеду» Заготовка продуктов. Упаковка пищевых продуктов (2 ч) Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации. Стерилизация в промышленных и домашних условиях. Первичная обработка фруктов и ягод. Влияние на консервы воздуха, остающегося в банках. Бланширование фруктов перед консервированием (цель и правила выполнения). Способы закупорки банок и бутылок. Технология приготовления и стерилизации консервов из фруктов и ягод. Приготовление сахарного сиропа. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов. Особенности упаковки пищевых продуктов. Штриховой код. Правила его чтения. Практическая работа №5 «Чтение информации на этикетке упакованного товара» Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (16 ч) Конструирование и моделирование поясного изделия (4 ч) Юбка и брюки в народном костюме. Основные направления современной моды. Чтение чертежа прямой юбки и брюк. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа поясного изделия. Условные обозначения мерок. Прибавки на свободу облегания. Последовательность построения основы чертежа поясного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам. Конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона. Способы моделирования поясных изделий. Виды художественного оформления изделия. Выбор модели с учетом особенностей фигуры и моделирование юбки, брюк. Зрительные иллюзии в одежде. Практическая работа №6 «Снятие мерок и запись результатов измерений». Практическая работа №7 «Моделирование юбки или брюк выбранного фасона» Технология изготовления поясного изделия (7 ч) Применение складок в швейных изделиях. Правила обработки кокеток с глухим и отлетным краем. Виды строчек для отделки кокетки и их расположение. Технология обработки вытачек. Обработка карманов, поясов, шлевок, застежки тесьмой «молния», разреза (шлицы). Обработка деталей кроя. Сборка швейного изделия. Обработка верхнего края притачным поясом. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов посадки изделия на фигуре. Выравнивание низа изделия. Окончательная отделка изделия. Режимы влажно-тепловой обработки изделий из тканей с синтетическими волокнами. Контроль и оценка качества готового изделия. Рукоделие (5 ч) Вязание на спицах. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Правила начала вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах. Технология выполнения простых петель различными способами. Воздушная петля. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной сторонам. Вязание двумя нитками разной толщины. Валяние. История валяния. Выполнение работ в технике валяния. Инструменты, оборудование и материалы для валяния. Технологии ведения дома (4 ч) Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. (2 ч) Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита. Практическая работа №8 «Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи» Ремонт помещений (2 ч) Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ. Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтноотделочных работ. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ Практическая работа №9 «Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни)» Электротехнические работы (1 ч) Электрические устройства (1 ч) Бытовые электрические обогреватели. Электродвигатели. Двигатели постоянного и переменного тока. Виды и назначение автоматических устройств. Автоматические устройства в бытовых электроприборах. Источники света, светодиоды. Использование электромагнитных волн для передачи информации. Устройства отображения информации, телевизор. Современное производство и профессиональное образование (3 ч) Сферы производства и разделение труда (3 ч) Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологии на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. предприятия или предприятия сервиса» Тематическое планирование по технологии 8 класс 34 часа – 1 час в неделю. Раздел/тема урока № п/п 1 Кулинария (7 часов). Физиология питания. Физиология питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов. Практическая работа № 1 «Расчет калорийности блюд. Составление суточного меню» 2 Блюда из птицы. Блюда из птицы. Первичная обработка птицы. ТБ при кулинарных работах. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Приготовление блюд из домашней птицы. "Борвина" - одно из любимых блюд на холмогорской земле. Практическая работа № 2 «Оформление готового блюда из птицы и подача его к столу». Блюда национальной кухни. Блюда национальной кухни. Поморская уха. Практическая работа № 3 «Приготовление поморской ухи» Сервировка стола. Сервировка стола. Правила этикета. Практическая работа № 4 «Сервировка стола к обеду» Заготовка продуктов (2 часа). Подготовка плодов и ягод к консервированию. Упаковка и качество пищевых продуктов и товаров. Практическая работа № 5 «Чтение информации на этикетке упакованного товара» Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (16 часов). Конструирование и моделирование швейных изделий. Чтение чертежа прямой юбки и брюк. Снятие мерок. Практическая работа № 6 «Снятие мерок и запись результатов измерений». Построение основы чертежа поясного изделия. Способы моделирования. Выбор модели с учётом особенности фигуры. Практическая работа № 7 «Моделирование юбки или брюк выбранного фасона» Технология изготовления поясного изделия. Изготовление образцов поузловой обработки поясных швейных изделий. Практическая работа №13 «Изготовление образцов поузловой обработки поясных швейных изделий» Раскладка выкройки ткани и раскрой. Прокладывание контурных и контрольных линий. Обработка деталей кроя. Складывание и смётывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей. Обработка низа изделия. Вязание на спицах. Инструменты и материалы. ТБ при работе с Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 колющими и режущими предметами. Набор петель лицевые и изнаночные петли их условные обозначения. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. История валяния. Инструменты и материалы для валяния. Изготовление изделий в технике валяния. Технологии ведения дома (4 часа). Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. Практическая работа № 8 «Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи» Расчёт минимальной стоимости потребительской корзины. Анализ расходов своей семьи. Ремонт помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ. Нанесения красок, наклейка обоев. Практическая работа № 9 «Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни)» Экологическая безопасность материалов. Профессии, связанные с ремонтно-отделочными работами. Электротехнические работы (1 час) Электротехнические устройства. Современное производство и профессиональное образование (3 часа). Сферы производства и разделение труда. Профессиональное образование и профессиональная карьера. Промежуточная аттестация. Влияние техники и технологии на виды и содержание труда. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Творческие проекты (3 часа). Выбор и обоснование проекта. Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия). Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1