Технический труд

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
ДЛЯ 8 КЛАССА

Программу составила
Большакова Елена Владимировна
учитель технологии

2021

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1) Стандарт второго поколения: примерная программа по технологии для основной
школы.
2) Программа по предмету « Технология. Технический труд» 7 класс. Авторы В. М.
Казакевич, Г.А Молева Москва ДРОФА, 2014 год;
1. Планируемые результаты освоения программы по технологии
Личностные результаты
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию
материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в
соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и
склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и
профессиональные планы;
навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых
электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда,
уважительного отношения к труду и результатам труда.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области
предметной технологической деятельности;
интегрирует знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию
ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная
направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуальнопрактической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их
инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
способствует включению в образовательный процесс различных структурных компонентов
личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного,
физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и
укрепления психического и физического здоровья учащихся.
воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
В области познавательной культуры:


осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и
преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также
соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся
и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;



уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья,
материалов и областей их применения;



развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания,
рациональное использование учебной и дополнительной технической и
технологической информации для проектирования и создания объектов труда;



овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения
технической, технологической и инструктивной информации;



формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний
по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и
осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации
рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании
технологий и проектов;



овладение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами
деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре
производства;



Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания
доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
В области нравственной культуры:



способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий на трудовом обучении, во время конкурсов,
выставок.



формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных
понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость,
милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
В области трудовой культуры:



планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с
учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений
и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур
сов;



овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование
последовательности операций и составление операционной карты работ;



выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;



выбор средств и видов представления технической и технологической информации в
соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;



контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям
и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;



документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости
продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом
сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;



Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных,
физических нагрузок, отдыха;
В области эстетической культуры:



овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта
рекламы выполненного объекта или результата труда;



рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований
эргономики и элементов научной организации труда;



умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного
творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование
работ;



рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;



участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление
внести красоту в домашний быт;
В области коммуникативной культуры:



практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;



установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со
сверстника ми и учителями;



сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;



адекватное использование речевых средств, для решения различных коммуникативных
задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических
контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия,
продукта труда или услуги;



Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и
соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты



самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для
себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;



алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;



определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим
условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;



комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых
решений возникшей технической или организационной проблемы;



выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных
творческих работ по созданию изделий и продуктов;



Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;



Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками.
В области познавательной культуры:



Овладение сведениями о роли и значении технологии в формировании целостной
личности человека;



Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации
человека.



Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов,
имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;



согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;



самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для
себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;



алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;



формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных;
В области нравственной культуры:



Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и
нарушения в состоянии здоровья;



Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и
соперникам;



Оценивание своей трудовой деятельности с точки зрения правовых норм, эстетических
ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;



Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и
готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной
деятельности.
В области трудовой культуры:

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с
технологической культурой производства;

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её
решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых технологических процессах;


Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.
В области эстетической культуры:



Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно

важными двигательными умениями и навыками.
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и
принципам;
В области коммуникативной культуры:


практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;



установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со
сверстника ми и учителями;
Предметные результаты

В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты
изучения предмета «Технологии» должны отражать:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование
целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры
труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий
промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и
технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений,
процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
В области познавательной культуры:


формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний
по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и
осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации
рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании
технологий и проектов;
В области нравственной культуры:



способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и
соперникам во время трудовой и соревновательной деятельности, соблюдать правила
игры и соревнований.



уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья,
материалов и областей их применения;
В области трудовой культуры:



планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с
учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений
и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур
сов;



овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование
последовательности операций и составление операционной карты работ;



выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил
санитарии и гигиены;



выбор средств и видов представления технической и технологической информации в
соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;



контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям
и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их
исправления;



документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости
продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В области эстетической культуры:



овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта
рекламы выполненного объекта или результата труда;



рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований
эргономики и элементов научной организации труда;



умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного
творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование
работ;



рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;



участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление
внести красоту в домашний быт;



Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических
упражнений по формированию телосложения и правильной осанки.
В области коммуникативной культуры:



практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели

коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;


установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со
сверстника ми и учи те ля ми;



сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;



адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических
контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия,
продукта труда или услуги;



Способность интересно и доступно излагать знания о трудовой культуре, умело
применяя соответствующие понятия и термины.
В физиолого-психологической области:



развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами
и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой
точности движений при выполнении различных технологических операций;



соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;



сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития.
Выпускник научится:
 называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские,
информационные технологии, технологии производства и обработки материалов,
машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
 называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские,
информационные технологии, технологии производства и обработки материалов,
машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
 объясняеть на произвольно избранных примерах принципиальные отличия
современных технологий производства материальных продуктов от традиционных
технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами
обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных
технологий и мерой их технологической чистоты;
 проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе
работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
 приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития
технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов,
машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления
обучающихся
Выпускник научится:
 следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового
продукта;
 оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической
защищенности;

прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в
зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытноэкспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода
эксперименты;
 в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность –
качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план
несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного
материального или информационного продукта;
 проводить оценку и испытание полученного продукта;
 проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных
продуктах;
 описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического
изображения;
 анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов,
предполагающих:
 изготовление материального продукта на основе технологической документации с
применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих
регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
модификацию материального продукта по технической документации и изменения
параметров технологического процесса для получения заданных свойств
материального продукта;
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его
моделирование в информационной среде (конструкторе);
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной
оболочке;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов,
предполагающих:
 оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального
продукта (после его применения в собственной практике);
обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами
(опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их
потребителей, условий производства с выработкой (процессированием,
регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного
применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей,
согласование с заинтересованными субъектами;
разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам)
технологии получения материального и информационного продукта с заданными
свойствами;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
 планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей
собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно
проведенных исследований потребительских интересов;
разработку плана продвижения продукта;
 проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов,
позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых
механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
 выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом /
потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками
разрабатывать технологию на основе базовой технологии;


технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и
унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального
самоопределения
Выпускник научится:
 характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов
питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития;
характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее
развития;
разъяснтьяет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном
рынке труда,
характеризовать группы предприятий региона проживания;
характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня,
расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими
образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений;
анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и
реализацией образовательной траектории;
анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением
определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов
деятельности;
получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами
в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения,
производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью
занятых в них работников;
получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о
перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также
информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка
труда.
Выпускник получит возможность научиться:
 предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для
занятия заданных должностей;
анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной
группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов
питания, сервиса, информационной сфере.
Содержание учебного предмета
Технология обработки древесины с элементами машиноведения.
Виды пиломатериалов, шпона, искусственных древесных материалов технология их
производства область применения. Влияние технологий обработки материалов на
окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические
повреждения, заплесневелость, деформация. Профессии, связанные с обработкой древесины и
древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных
промыслов России.
Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм.
Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные
элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы,
канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей
деталей призматической и цилиндрической форм.

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы.
Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла,
стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и
особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий;
изготовление ящичных соединений сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и
декоративная отделка изделий. Правила безопасности труда при работе ручными столярными
инструментами и на сверлильном станке.
Организация рабочего места токаря по дереву. Устройство токарного станка, его назначение.
Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке. Ручные инструменты
и приспособления для изготовления деталей с внутренним точением формы на токарном
станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы
выполнения измерений.
Подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки,
установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Соблюдение рациональных
приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.
Изготовление деталей цилиндрической формы с внутреннем точением на токарном станке:
определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание
конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание
торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль
качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка
изделия. Соблюдение правил безопасности труда при отделочных работах. Изготовление
изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной
обработки материалов.
Игрушки и малогабаритная мебель, ручки, изделие для украшения интерьера, кухонные и
бытовые принадлежности.
Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов. Прорезные орнаменты.
Построение и нанесение узора на поверхность древесины.
Элементы прорезной резьбы.
Выполнение простейшего орнамента.
Домовая резьба
Инструменты и приспособления для прорезной резьбы. Особенности прорезной резьбы
Выполнение растительного орнамента.
Перенос рисунка на заготовку с изменением масштаба.
Техника выполнения мозаичных наборов. Технология шпонирования древесины, способы
отделки. Виды декоративно-прикладных ремёсел у малочисленных народов севера.
Выполнение прорезной резьбы с природными мотивами.
Мозаика по дереву. Понятие о видах мозаики по дереву. Региональный компонент.
Элементы домашней экономики основы предпринимательства
Введение в домашнюю экономику
Семейное хозяйство, его составляющие. Семья и бизнес, виды бизнеса в условиях рыночной
экономики.
Ресурсы и потребности семьи. Свойства товаров, определение качества товара. Личное
предпринимательство.

Бюджет и расходы семьи Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного
бюджета. Источники дохода семьи: зарплата, пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от
приусадебного участка и предпринимательской деятельности.
Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета.
Деловая игра «Бюджет семьи».
Постоянные и переменные расходы семьи. Экономия средств. Распределениебюджета.
Расходы на услуги и электроэнергию, расходы на питание. Физиологические обоснованные
нормы расхода продуктов питания на человека, семью.
Трудовые отношения в семье, семейные обязанности членов семьи.
Электротехника
Элементная база электротехники Области применения электроэнергии. Правила безопасной
работы с электрооборудованием. Источники тока, потребители энергии, аппараты управления
и защиты. Условные обозначения элементов. Электроизмерительные приборы Системы
электроизмерительных приборов. Определение цены деления шкалы. Класс точности
приборов. Оценка погрешности измерений. Предел измерения. Амперметры и вольтметры,
Измерение тока и напряжения. Измерение сопротивления. Мультиметр и правила его
использования. Электрические цепи Последовательное и параллельное соединение
потребителей энергии. Неразветвленные и разветвленные электрические цепи. Расчет
простейшей электрической цепи. Квартирная электропроводка. Сборка схемы квартирной
электропроводки на макете. Подключение потребителей к источнику питания. Простейший
ремонт квартирной проводки. Электродвигатели постоянного тока Назначение, принцип
действия и конструкция двигателей постоянного тока с электромагнитным возбуждением и
возбуждением от постоянных магнитов. Использование двигателей постоянного тока на
транспорте. Сборка схемы управления двигателем постоянного тока с использованием реверса
и регулировкой оборотов. Переменный электрический ток Амплитуда, частота, период
переменного электрического тока. Источники тока. Линии электропередачи. Трансформатор.
Устройство трансформатора и его назначение. Обозначения на электрических схемах. Одно- и
двух полупериодные выпрямители. Сборка схемы простейшего однополупериодного
выпрямителя с нагрузкой. Снятие вольтамперной характеристики. Трехфазный переменный
ток бытовые и промышленные электроприборы Понятие о трехфазном переменном токе.
Соединения потребителей звездой и треугольником. Конструкция и принцип действия
бытовых нагревательных приборов. Нагревательные элементы. Пути экономии
электроэнергии. Ремонт бытовых электроприборов. Основные понятия и правила.
Понятие техники как форме деятельности и средстве труда. Современное понимание техники.
Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.
Понятие технической системы. Технологические машины как технические системы. Основные
конструктивные элементы техники. Рабочие органы техники.
Двигатели машин, как основных видов техники. Виды двигателей.
Передаточные механизмы в технике: виды, предназначение и характеристики. Электрическая,
гидравлическая и пневматическая трансмиссии. Органы управления техникой. Системы
управления. Автоматизированная техника. Автоматические устройства и машины. Станки с
ЧПУ.
Техника для транспортирования. Сравнение характеристик транспортных средств.
Моделирование транспортных средств.
Роботы и их роль в современном производстве. Основные конструктивные элементы роботов.
Перспективы робототехники.

Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам.
Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами,
механизмами, станками, приборами и аппаратами.
Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов
техники. Изготовление моделей рабочих органов техники
Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей.
Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов и
трансмиссий.
Изготовление моделей передаточных механизмов.
Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой,
автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из
деталей конструктора.
Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств. Управление моделями
роботизированных устройств.
Творческий проект
Этапы и последовательность составления проекта. Выбор и обоснование темы
проектирования. Составление технологической карты творческого проекта. Составление схем
и эскизов деталей творческого проекта. Изготовление деталей проекта с использованием
различных конструкционных материалов (дерева, металла, пластмассы, электротехнических
материалов и электроэлементов).Сборка изделия проекта. Отделка проектного изделия и
самооценка работы. Защита выполненного проекта.

№
п/п
1

Тематическое планирование по технологии 8 класс
34 часа – 1 час в неделю.
Раздел/тема урока

Кол-во часов

Введение.

1

2

Создание изделий из конструкционных и поделочных
материалов (древесины) (5 часов). Угловые ящичные соединения.

1

3

Точение внутренних поверхностей.

1

4

Декоративно-прикладная обработка древесины.

1

5

Выполнение прорезной резьбы.

1

6

Выполнение прорезной резьбы.

1

7

Создание изделий из конструкционных и поделочных
материалов (металлов и пластмасс) (8 часов). Быстрорежущие
стали, твердые сплавы и их применение.

1

8

Отклонения, допуски, посадки на размеры соединяемых деталей.
Практическая работа № 1 «Чтение чертежа»

1

9

Понятие о режиме резания. Нарезание резьбы.

1

10

Технология обработки отверстий на токарно-винторезном станке.

1

11

Отрезание заготовок и вытачивание канавок.

1

12

Классификация пластмасс.

1

13

Свойства и применение пластмасс.

1

14

Технология ручной обработки пластмасс.

1

15

Электротехнические работы (1 час). Принцип действия
электрических машин.
Санитарно-технические работы (1 час). Санитарно-техническое
оборудование. Инструменты и приспособления для санитарнотехнических работ.

1

17

Элементы техники (2 часа). Из истории развития двигателей.
Двигатель как энергетическая машина.

1

18

Классификация двигателей. Эффективность использования
преобразованной энергии.

1

19

Профессиональное самоопределение (5 часов). Роль профессии в
жизни человека. Склонности и интересы при выборе профессий.
Практическая работа № 2 «Дать обоснование выбранной профессии»
Виды профессий в сфере производства и сервиса.

1

Классификации профессий.
Практическая работа № 3 «Провести самоанализ склонностей и
интересов при выборе профессии».
Способности и профпригодность. Пути освоения профессий.
Практическая работа № 4 «Составление личного профессионального
плана»
Бюджет семьи (2 часа) Планирование расходов. Потребительский
кредит.

1

Как правильно распорядиться свободными средствами. Практическая
работа № 5 «Составление бизнес-плана семейной фирмы»
Проектные работы (9 часов). Введение в творческий проект.
Подготовительный этап.

1

27

Введение в творческий проект. Подготовительный этап.

1

28
29
30

Конструкторский и технологический этапы.
Промежуточная аттестация.
Этап изготовления изделий.

1
1
1

31

Этап изготовления изделий.

1

32

1

33

Этап изготовления изделий. Практическая работа № 6 «Изготовление
изделий»
Этап изготовления изделий.

34

Защита проекта.

1

16

20
21
22
23

24
25
26

1

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».