Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для 5 класса

Программу составила
Крупина О.П.,
учитель русского языка и
литературы

2021

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 5 классе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
его значения в процессе получения школьного образования;
2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение
говорение и письмо
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать
родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная
речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры
научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы речи; основные единицы языка,
их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих
понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Обучающиеся научатся:
- владеть навыками работы с учебной книгой и толковыми словарями, а также другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным);
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания);

- адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение);
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания на лингвистическую тему с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли;
- ставить вопросы к предложениям, абзацам, смысловым кускам;
- систематизировать материал, составлять план сочинения;
- составлять небольшой рассказ, сочинение по картине, данной теме;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- проводить фонетический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, уточнять
лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный анализ слов;
- подбирать синонимы, антонимы, различать омонимы;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение);
- опознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, а также
служебные части речи;
- проводить морфологический анализ указанных частей речи, пользуясь планом разбора;
- применять знания и умения по морфемике при проведении морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно
смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- писать тексты различных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание курса по русскому языку в 5 классе
(136 ч., из них 12 ч. – развитие речи)
Русский язык — национальный язык русского народа (1 ч.)
Роль родного языка в жизни человека и общества
Речь. Речевое общение. Речевая деятельность (11 ч., р/р - 2)
Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная.
Речь диалогическая и монологическая. Речевой этикет. Текст как речевое произведение.
Основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста.
Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. План
текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Сочетание разных
типов речи в тексте.
Развитие речи: 1) Подробное изложение
2) Сочинение «Мой четвероногий друг»
Синтаксис и пунктуация (19 ч., р/р-3)
Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение, его признаки. Средства оформления предложения:
интонация, её функции, логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Распространённое и
нераспространённое предложение. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение,
обстоятельство, способы их выражения. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово при
однородных членах предложения. Предложения с обращением. Предложения с вводными словами.
Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными словами. Предложения с прямой речью.
Простое и сложное предложение.
Развитие речи: 1) Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья»
2) Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой
«Иней»
3) Обучающее изложение от другого лица.
Контрольный диктант: 1) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Синтаксис и пунктуация»
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (19 ч., р/р – 2)
Фонетика. Звук – единица языка. Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция. Отличие гласных и
согласных звуков. Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости
согласных. Правописание ь. Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
Слог. Ударение. Орфоэпия. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков.
Озвончение и оглушение согласных. Произношение сочетаний согласных звуков. Выразительные средства
фонетики. Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв.
Соотношение звука и буквы. Орфография. Правописание гласных в корне слова. Правописание
непроверяемых гласных в корне слова. Буквы о-ё после шипящих. Правописание согласных в корне слова.
Правописание удвоенных согласных в корне слова.
Развитие речи: 1) Обучающее изложение от 3-го лица «Журавли»
2) Написание контрольного изложения от 3-го лица.
Контрольный диктант: 1) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика».
Лексика (8 ч., р/р – 1)
Слово и его значение. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Однозначные и
многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Основные
виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение).
Развитие речи: 1) Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой»
Контрольный диктант: 1) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика»
Морфемика. Словообразование. Орфография (21 ч., р/р – 1)
Морфема – минимальная значимая единица языка. Основа слова. Окончание – формообразующая морфема.
Корень. Правописание корней. Приставка, суффикс – словообразующие морфемы.
Правописание приставок. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слов.
Словообразование – раздел языкознания. Основные способы образования слов. Словообразовательный
анализ слов
Развитие речи: 1) Обучающее изложение
Контрольный диктант: 1) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Морфемика. Словообразование.»

Морфология. Орфография (52 ч., р/р – 3)
- Морфология как раздел грамматики (1 ч.)
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
- Имя существительное как часть речи (17 ч., р/р – 2)
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные нарицательные и
собственные. Прописная буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет,
журналов и др. Род имён существительных. Имена существительные мужского рода. Имена
существительные женского рода. Род имён существительных с ь на конце.
Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имён существительных. Число имён
существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена
существительные, имеющие форму только множественного числа. Склонение имён существительных. Три
основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание. Правописание о, е
в окончаниях существительных после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные.
Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных: -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек, -ик- (-чик-). Правописание не с именами существительными. Морфологический разбор имени
существительного.
Развитие речи:1) Контрольное сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»
2) Описание комнаты.
Контрольный диктант: 1) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Имя существительное»
- Имя прилагательное как часть речи (13 ч., р/р – 1)
Разряды имён прилагательных по значению. Имена прилагательные качественные, относительные,
притяжательные. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе и
падеже. Правописание окончаний имён прилагательных. Имена прилагательные полные и краткие.
Степени сравнения качественных имён прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование
превосходной степени. Словообразование и правописание имён прилагательных. Правописание н и нн в
суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после
шипящих и ц. Правописание не с прилагательными. Правописание сложных прилагательных,
обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов. Морфологический разбор имени прилагательного.
Развитие речи: 1) Сочинение-описание внешности человека.
Контрольный диктант: 1) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Имя прилагательное»
- Глагол как часть речи (21 ч.)
Правописание не с глаголами. Инфинитив (неопределённая форма глагола). Правописание -тся и -ться в
глаголах. Вид глагола. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.
Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное. Время глагола: настоящее,
будущее, прошедшее. Спряжение глагола. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.
Контрольный диктант: 1) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Глагол»
Промежуточная аттестация.
Повторение изученного (5 ч.)
Контрольный диктант: 1) Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам
года.
Распределение часов на изучение разделов курса
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Разделы
Введение
Речь. Речевая деятельность. Речевое общение
Синтаксис и пунктуация
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Лексика
Морфемика. Словообразование. Орфография
Морфология. Орфография
Повторение
Итого:

Количество
часов
1
11
19
19
8
21
52
5
136

Из них
р/р
к/д
2
3
2
1
1
3

-

12

1
1
1
1
3
1
8

Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Раздел, тема урока

I четверть: 36 ч., р/р – 6 ч., к/р – 1, к/д – 1 ч.
Введение (1 ч.) Русский язык – национальный язык русского народа.
Речь. Речевая деятельность. Речевое общение (11 ч., к/р – 1, р/р – 2)
Язык и речь. Речь и речевое обращение.
Речь устная и письменная. Речь разговорная и речь книжная.
Речь диалогическая и монологическая. Речевой этикет.
Р/р. Подробное изложение.
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
Тема, основная мысль и структура текста. Микротема текста.
Средства связи предложений в тексте. План текста.
Р/р. Сочинение «Мой четвероногий друг».
Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
Сочетание разных типов речи в тексте.
К/р Входная диагностика.
Синтаксис и пунктуация (19 ч., р/р – 3, к/д - 1)
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
Словосочетание. Разбор словосочетания.
Р/р. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр. 93).
Предложение и его признаки. Интонация. Логическое ударение.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по
эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные
члены предложения. Определение.
Р/р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н.
Бакшеевой «Иней».
Дополнение. Обстоятельство.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово при
однородных членах предложения.
К/д. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Синтаксис и пунктуация».
Предложения с обращениями.
Предложения с вводными словами.
Предложения с прямой речью.
Предложения с прямой речью.
Синтаксический разбор простого предложения.
Р/р. Обучающее изложение от другого лица.
Простое и сложное предложение.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (19 ч., р/р – 2, к/д – 1)
Фонетика. Звук – единица языка.
Звуки и буквы. Фонетическая транскрипция.
Р/р. Обучающее изложение от 3-го лица «Журавли».
Отличие гласных и согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие. Согласные твёрдые и мягкие.
II четверть: 28 ч., р/р – 3 ч., к/д – 2 ч.
Обозначение мягкости согласных. Правописание Ь.
Позиционные чередования гласных и согласных звуков.
Слог. Ударение. Орфоэпия. Произношение гласных звуков.
Произношение согласных звуков. Озвончение и оглушение согласных.

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.

81.
82.
83.

Произношение сочетаний согласных звуков.
Выразительные средства фонетики.
К/д. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Фонетика».
Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название
букв.
Орфография. Правописание гласных в корне слова.
Правописание непроверяемых гласных в корне слова.
Буквы о-ё после шипящих.
Р/р. Сочинение по картине А.Н. Семёнова «Как прекрасен этот мир».
Правописание согласных в корне слова. Правописание удвоенных
согласных в корне слова.
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография».
Проверочная работа.
Лексика (8 ч., р/р – 1, к/д – 1)
Слово и его значения.
Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Эпитет. Метафора. Олицетворение.
К/д. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Лексика».
Р/р. Сочинение по картине И. Шишкина «Перед грозой» (упр. 380).
Морфемика. Словообразование. Орфография (21 ч., р/р – 1, к/д – 1)
Морфема – значимая часть слова. Окончание и основа слова.
Окончание и основа слова.
Корень слова.
Р/р. Обучающее изложение.
Суффикс.
Приставка.
III четверть: 40 ч., р/р –3 ч., к/д – 2 ч.
Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.
Чередование гласных е//и в корне слова.
Чередование гласных о//а в корне слова.
Правописание корней с чередованием -раст- //-ращ- // -рос-.
Правописание корней с чередованиями.
Правописание приставок.
Правописание приставок на -з, -с.
Буквы ы – и в корне после приставок.
Приставки пре- и при-.
Приставки пре- и при-.
Буквы и и ы после ц.
Способы образования слов.
Способы образования слов. Сложение.
Морфемный разбор слова.
К/д. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Морфемика. Словообразование».
Морфология. Орфография (52 ч., р/р – 3, к/д – 3)
Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи.
Самостоятельные и служебные части речи (§ 13, 14)
Имя существительное (17 ч., р/р – 2, к/д – 1)
Имя существительное как часть речи.
Р/р. Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».
Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, (-чиц(а), -

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.

105.
106.

107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.

щиц(а)).
Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик- , (-чик-).
Правописание не с именами существительными.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имена существительные нарицательные и собственные.
Род имён существительных. Ь после шипящих на конце имен
существительных.
Р/р. Описание комнаты.
Имена существительные общего рода.
Род несклоняемых имён существительных.
Склонение имён существительных. Разносклоняемые имена
существительные.
Число имён существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц.
Морфологический разбор имени существительного.
Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи».
Тестовые задания.
К/д. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя
существительное».
Имя прилагательное (13 ч., р/р – 1, к/д – 1)
Имя прилагательное как часть речи.
Р/р. Сочинение-описание внешности человека.
Имена прилагательные качественные и относительные.
Притяжательные имена прилагательные.
Согласование имени прилагательного с именем существительным.
Имена прилагательные полные и краткие. Правописание кратких
прилагательных с основой на шипящую.
Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень имени
прилагательного.
IV четверть: 32 ч., р/р – 0 ч., к/д – 3 ч.
Превосходная степень имени прилагательного.
Словообразование и правописание имён прилагательных.
Суффиксальный способ образования имён прилагательных.
Правописание -н- и -нн- в прилагательных.
Приставочный способ образования имён прилагательных. Правописание
не с прилагательными.
Правописание имён прилагательных. Морфологический разбор имени
прилагательного.
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи».
К/д. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя
прилагательное».
Глагол (21 ч., к/д – 1)
Глагол как часть речи.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив.
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Вид глагола.
Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-).
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».
Переходные и непереходные глаголы.
Возвратные глаголы.
Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.
Повелительное наклонение глагола.
Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

Настоящее время глагола.
Прошедшее и будущее время глагола.
Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи».
К/д. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Спряжение глагола.
Разноспрягаемые глаголы.
Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола.
Промежуточная аттестация.
Повторение в конце года (5 ч., к/д – 1)
Повторение изученного в 5 классе.
Повторение изученного в 5 классе.
Повторение изученного в 5 классе.
Повторение изученного в 5 классе.
К/д. Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года.
Год: 136ч. р/р-12, к/д-8, к/р-1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».