Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городской округ «Город Архангельск» «Средняя школа №1» (МБОУ СШ № 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ ДЛЯ 8 КЛАССА Программу составил Лосев Алексей Александрович преподаватель-организатор ОБЖ 2021 Планируемые результаты освоения программы по ОБЖ в 8 классе Личностные результаты • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга передРодиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшейиндивидуальной траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательныхинтересов; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование готовности и способности вести диалог сдругими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей иформ социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях инеобходимостиответственного,бережногоотношенияокружающей среде; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи; • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи вучёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решенияучебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректироватьсвои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебнойзадачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать,самостоятельновыбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное ипо аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решениеи разрешать конфликты на основе согласования позицийи учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • формирование компетентности в области использованияинформационнокоммуникационных технологий; • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайныхситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во времяи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социальногохарактера; • формирование убеждения в необходимости безопасногои здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в томчисле от экстремизма и терроризма; • понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; • формированиеустановкиназдоровыйобразжизни,исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью; • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; • знание основных опасных и чрезвычайных ситуацийприродного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умение оказать первую помощь пострадавшим; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций похарактерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; • умение принимать обоснованные решения в конкретнойопасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Предметные результаты Обучающийся научится: • характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций; •характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; • характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации; • моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. Обучающийся получит возможность научиться: • формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. Содержание (16ч., 1ч. в неделю) Основы безопасности личности, общества и государства (11ч.) Основы комплексной безопасности (7ч.) Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. Чрезвычайные ситуации техногенногохарактера и их возможные последствия. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций(4ч.) Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (5ч.) Основы здорового образа жизни (3ч.) Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2ч.) Первая помощь пострадавшим и её значение.Первая помощь при отравлениях аварийнохимически опасными веществами.Перваяпомощьпритравмах.Первая помощь при утоплении. Промежуточная аттестация Тематическое планирование уроков ОБЖ в 8 классе № п/п Раздел/тема урока Основы безопасности личности, общества и государства Основы комплексной безопасности 1 2 3 4 5 6 7 8 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях Безопасный отдых на водоёмах Оказание помощи терпящим бедствие на воде Загрязнение окружающей среды и здоровье человека Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера Аварии на радиационноопасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Обеспечение радиационной безопасности населения Обеспечение химической защиты населения. Количество часов 11 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 9 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях 1 10 Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера Эвакуация населения 1 11 Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни 1 5 3 12 13 14 15 16 Здоровье как основная ценность человека Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие Репродуктивное здоровье— составляющая здоровья человека и общества Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Первая помощь пострадавшим и её значение. Первая помощь при отравлениях химически опасными веществами Первая помощь при травмах и утоплении Промежуточная аттестация 1 полугодие: 15 ч. 1 1 1 2 1 1