Математика

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 5Б, 5В КЛАССОВ

Программу составила
Котцова Ольга Валентиновна
учитель математики МБОУ СШ №1
г. Архангельска,
высшая квалификационная категория

2021

Планируемые результаты освоения курса.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
основного общего образования:
Личностные:
1) ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об
этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
6) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических
задач.
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
Метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать
партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и
техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях
неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и
др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
Предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя

математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг,
окружность, шар, сфера и пр.);
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать
задачи с помощью перебора возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных
разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных
алгоритмов.

Содержание курса
Арифметика
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические
действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Контрольная работа № 1
«Сложение и вычитание натуральных чисел». Контрольная работа № 2 «Умножение и деление
натуральных чисел». Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые
выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях,
использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные.
Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Контрольная работа № 5 «Свойства и
признаки делимости. НОД, НОК». Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые
и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей.
Арифметические действия с обыкновенными дробями. Контрольная работа № 6 «Понятие дроби.
Сложение и вычитание дробей». Нахождение части от целого и целого по его части. Контрольная
работа № 7 «Умножение и деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части».
Рациональные числа. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел.
Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Контрольная работа № 8 «Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей».
Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. Единицы измерения
длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами
скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; и др. представление зависимостей в
виде формул. Вычисления по формулах. Решение текстовых задач арифметическими способами.
Элементы алгебры
Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные
выражения (выражения с переменной).
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная,
многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник,
квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное
расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной.
Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение
отрезка заданной длины. Контрольная работа № 3 «Прямая. Отрезок. Измерение отрезков». Угол.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощь транспортира. Понятие
площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие
фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, шар, сфера,
Изображение пространственных фигур. Контрольная работа № 4 «Углы. Измерение углов. Треугольник.
Прямоугольник. Прямоугольный параллелепипед». Понятие объема; единицы объема. Объем
прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур.
Наглядная геометрия
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных
чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел.
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Старинные системы мер.

Планируемые результаты изучения курса.
Рациональные числа.
Выпускник научиться:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от
конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы
вычислений, применение калькулятора;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе
решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические
расчеты.
Выпускник получит возможность:
1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствами делимости;
3) научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку
контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Выпускник научится:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
Выпускник получит возможность:
1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о
роли вычислений в человеческой практике;
2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и
непериодические дроби)
Измерения, приближения, оценки
Выпускник научится:
Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближенными
значениями величин.
Выпускник получит возможность:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего
мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений,
содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные
геометрические фигуры;
2) распознать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда,
3) строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4) определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и
наоборот;
5) вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
1) вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных
параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развертки для выполнения практических расчётов.

Тематическое планирование.
№
п/п

Тема

К/р

Количество
часов

5 класс
1

Натуральные числа и нуль

№ 1; 2

46

2

Измерение величин

№ 3; 4

30

3

Делимость натуральных чисел

№5

19

4

Обыкновенные дроби

№ 6, 7; 8

65

№9
(итоговая)

10

Повторение

Тематическое планирование по математике для 5 класса
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Натуральные числа и нуль (46)
1

Как возникло слово математика. Вводный урок

1

2

Ряд натуральных чисел.

1

3

Десятичная система записи натуральных чисел.

1

4

Десятичная система записи натуральных чисел.

1

5

Сравнение натуральных чисел.

1

6

Сравнение натуральных чисел.

1

7

Сложение. Законы сложения.

1

8

Сложение. Законы сложения.

1

9

Сложение. Законы сложения.

1

10

Вычитание.

1

11

Вычитание.

1

12

Вычитание.

1

13

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.

1

14

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.

1

15

Умножение. Законы умножения.

1

16

Умножение. Законы умножения.

1

17

Умножение. Законы умножения.

1

18

Распределительный закон.

1

19

Распределительный закон.

1

20

Сложение и вычитание столбиком.

1

21

Сложение и вычитание столбиком.

1

22

Сложение и вычитание столбиком.

1

23

Контрольная работа № 1«Сложение и вычитание натуральных чисел»

1

24

Умножение чисел столбиком.

1

25

Умножение чисел столбиком.

1

26

Умножение чисел столбиком.

1

27

Степень с натуральным показателем.

1

28

Степень с натуральным показателем.

1

29

Деление нацело.

1

30

Деление нацело.

1

31

Деление нацело.

1

32

Решение текстовых задач с помощью деления и умножения.

1

33

Решение текстовых задач с помощью деления и умножения.

1

34

Задачи «на части».

1

35

Задачи «на части».

1

36

Задачи «на части».

1

37

Деление с остатком.

1

38

Деление с остатком.

1

39

Деление с остатком.

1

40

Числовые выражения.

1

41

Числовые выражения.

1

42

Контрольная работа № 2 «Умножение и деление натуральных чисел»

1

43

Нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

44

Нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

45

Нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

46

Вычисление с помощью калькулятора.

1

Измерение величин (30)
47

Прямая. Луч. Отрезок.

1

48

Прямая. Луч. Отрезок.

1

49

Измерение отрезков.

1

50

Измерение отрезков.

1

51

Метрические единицы длины.

1

52

Метрические единицы длины.

1

53

Представление натуральных чисел на координатном луче.

1

54

Представление натуральных чисел на координатном луче.

1

55

Контрольная работа № 3 «Прямая. Отрезок. Измерение отрезков»

1

56

Окружность и круг. Сфера и шар.

1

57

Углы. Измерение углов.

1

58

Углы. Измерение углов.

1

59

Треугольники.

1

60

Треугольники.

1

61

Четырёхугольники.

1

62

Четырёхугольники.

1

63

Площадь прямоугольника. Единицы площади.

1

64

Площадь прямоугольника. Единицы площади.

1

65

Прямоугольный параллелепипед.

1

66

Прямоугольный параллелепипед.

1

67

Объем прямоугольного параллелепипеда Единицы объема.

1

68

Объем прямоугольного параллелепипеда Единицы объема.

1

69

Единицы массы.

1

70

Единицы времени.

1

71

Задачи на движение.

1

72

Задачи на движение.

1

73

Задачи на движение.

1

Контрольная работа № 4 «Углы. Измерение углов. Треугольник. Прямоугольник.

1

74

Прямоугольный параллелепипед»

75

Многоугольники.

1

76

Занимательные задачи.

1
Делимость натуральных чисел (19)

77

Свойства делимости.

1

78

Свойства делимости.

1

79

Признаки делимости.

1

80

Признаки делимости.

1

81

Признаки делимости.

1

82

Простые и составные числа.

1

83

Простые и составные числа.

1

84

Делители натурального числа.

1

85

Делители натурального числа.

1

86

Делители натурального числа.

1

87

Наибольший общий делитель.

1

88

Наибольший общий делитель.

1

89

Наибольший общий делитель.

1

90

Наименьшее общее кратное.

1

91

Наименьшее общее кратное.

1

92

Наименьшее общее кратное.

1

93

Контрольная работа № 5 «Свойства и признаки делимости. НОД, НОК»

1

94

Занимательные задачи.

1

95

Занимательные задачи.

1
Обыкновенные дроби (65)

96

Понятие дроби.

1

97

Равенство дробей.

1

98

Равенство дробей.

1

99

Равенство дробей.

1

100

Задачи на дроби.

1

101

Задачи на дроби.

1

102

Задачи на дроби.

1

103

Задачи на дроби.

1

104

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

105

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

106

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

107

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

108

Сравнение дробей.

1

109

Сравнение дробей.

1

110

Сравнение дробей.

1

111

Сложение дробей.

1

112

Сложение дробей.

1

113

Сложение дробей.

1

114

Законы сложения.

1

115

Законы сложения.

1

116

Законы сложения.

1

117

Законы сложения.

1

118

Вычитание дробей.

1

119

Вычитание дробей.

1

120

Вычитание дробей.

1

121

Вычитание дробей.

1

122

Контрольная работа № 6 «Понятие дроби. Сложение и вычитание дробей»

1

123

Умножение дробей.

1

124

Умножение дробей.

1

125

Умножение дробей.

1

126

Умножение дробей.

1

127

Законы умножения.

1

128

Законы умножения.

1

129

Деление дробей.

1

130

Деление дробей.

1

131

Деление дробей.

1

132

Деление дробей.

1

133

Нахождение части целого и целого по его части.

1

134

Нахождение части целого и целого по его части.

1

Контрольная работа № 7 «Умножение и деление дробей. Нахождение части целого

1

135

и целого по его части»

136

Задачи на совместную работу.

1

137

Задачи на совместную работу.

1

138

Задачи на совместную работу.

1

139

Понятие смешанной дроби.

1

140

Понятие смешанной дроби.

1

141

Понятие смешанной дроби.

1

142

Сложение смешанных дробей.

1

143

Сложение смешанных дробей.

1

144

Сложение смешанных дробей.

1

145

Вычитание смешанных дробей.

1

146

Вычитание смешанных дробей.

1

147

Вычитание смешанных дробей.

1

148

Умножение и деление смешанных дробей.

1

149

Умножение и деление смешанных дробей.

1

150

Умножение и деление смешанных дробей.

1

151

Умножение и деление смешанных дробей.

1

152

Умножение и деление смешанных дробей.

1

153

1

154

Контрольная работа № 8 «Сложение, вычитание, умножение и деление
смешанных дробей»
Представление дроби на координатном луче.

155

Представление дроби на координатном луче.

1

156

Представление дроби на координатном луче.

1

157

Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда.

1

158

Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда.

1

1

159

Сложные задачи на движение по реке

1

160

Занимательные задачи

1
Повторение (10)

161

Повторение.

1

162

Промежуточная аттестация.

1

163

Повторение.

1

164

Повторение.

1

165

Повторение.

1

166

Повторение.

1

167

Повторение.

1

168

Повторение.

1

169

Контрольная работа № 9 «Итоговая».

1

170

Анализ контрольной работы

1

Всего за год: часов – 170; контрольных работ - 9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».