Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №1» (МБОУ СШ № 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5Б, 5В КЛАССОВ Программу составила Котцова Ольга Валентиновна учитель математики МБОУ СШ №1 г. Архангельска, высшая квалификационная категория 2021 Планируемые результаты освоения курса. Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные: 1) ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач. 7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 8) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; Метапредметные: 1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники; 9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Предметные: 1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию; 2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.); 3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 4) умения пользоваться изученными математическими формулами; 5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; 6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Содержание курса Арифметика Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание натуральных чисел». Контрольная работа № 2 «Умножение и деление натуральных чисел». Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное. Контрольная работа № 5 «Свойства и признаки делимости. НОД, НОК». Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком. Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Контрольная работа № 6 «Понятие дроби. Сложение и вычитание дробей». Нахождение части от целого и целого по его части. Контрольная работа № 7 «Умножение и деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части». Рациональные числа. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий. Контрольная работа № 8 «Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей». Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; и др. представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулах. Решение текстовых задач арифметическими способами. Элементы алгебры Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменной). Наглядная геометрия Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Контрольная работа № 3 «Прямая. Отрезок. Измерение отрезков». Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощь транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, шар, сфера, Изображение пространственных фигур. Контрольная работа № 4 «Углы. Измерение углов. Треугольник. Прямоугольник. Прямоугольный параллелепипед». Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Наглядная геометрия История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Старинные системы мер. Планируемые результаты изучения курса. Рациональные числа. Выпускник научиться: 1) понимать особенности десятичной системы счисления; 2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел; 3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации; 4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа; 5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора; 6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты. Выпускник получит возможность: 1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; 2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствами делимости; 3) научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Действительные числа Выпускник научится: 1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел; Выпускник получит возможность: 1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике; 2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби) Измерения, приближения, оценки Выпускник научится: Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин. Выпускник получит возможность: 1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения; 2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть с погрешностью исходных данных. Наглядная геометрия Выпускник научится: 1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры; 2) распознать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, 3) строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда; 4) определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; 5) вычислять объем прямоугольного параллелепипеда. Выпускник получит возможность: 1) вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; 2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; 3) применять понятие развертки для выполнения практических расчётов. Тематическое планирование. № п/п Тема К/р Количество часов 5 класс 1 Натуральные числа и нуль № 1; 2 46 2 Измерение величин № 3; 4 30 3 Делимость натуральных чисел №5 19 4 Обыкновенные дроби № 6, 7; 8 65 №9 (итоговая) 10 Повторение Тематическое планирование по математике для 5 класса № п/п Тема урока Кол-во часов Натуральные числа и нуль (46) 1 Как возникло слово математика. Вводный урок 1 2 Ряд натуральных чисел. 1 3 Десятичная система записи натуральных чисел. 1 4 Десятичная система записи натуральных чисел. 1 5 Сравнение натуральных чисел. 1 6 Сравнение натуральных чисел. 1 7 Сложение. Законы сложения. 1 8 Сложение. Законы сложения. 1 9 Сложение. Законы сложения. 1 10 Вычитание. 1 11 Вычитание. 1 12 Вычитание. 1 13 Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. 1 14 Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. 1 15 Умножение. Законы умножения. 1 16 Умножение. Законы умножения. 1 17 Умножение. Законы умножения. 1 18 Распределительный закон. 1 19 Распределительный закон. 1 20 Сложение и вычитание столбиком. 1 21 Сложение и вычитание столбиком. 1 22 Сложение и вычитание столбиком. 1 23 Контрольная работа № 1«Сложение и вычитание натуральных чисел» 1 24 Умножение чисел столбиком. 1 25 Умножение чисел столбиком. 1 26 Умножение чисел столбиком. 1 27 Степень с натуральным показателем. 1 28 Степень с натуральным показателем. 1 29 Деление нацело. 1 30 Деление нацело. 1 31 Деление нацело. 1 32 Решение текстовых задач с помощью деления и умножения. 1 33 Решение текстовых задач с помощью деления и умножения. 1 34 Задачи «на части». 1 35 Задачи «на части». 1 36 Задачи «на части». 1 37 Деление с остатком. 1 38 Деление с остатком. 1 39 Деление с остатком. 1 40 Числовые выражения. 1 41 Числовые выражения. 1 42 Контрольная работа № 2 «Умножение и деление натуральных чисел» 1 43 Нахождение двух чисел по их сумме и разности. 1 44 Нахождение двух чисел по их сумме и разности. 1 45 Нахождение двух чисел по их сумме и разности. 1 46 Вычисление с помощью калькулятора. 1 Измерение величин (30) 47 Прямая. Луч. Отрезок. 1 48 Прямая. Луч. Отрезок. 1 49 Измерение отрезков. 1 50 Измерение отрезков. 1 51 Метрические единицы длины. 1 52 Метрические единицы длины. 1 53 Представление натуральных чисел на координатном луче. 1 54 Представление натуральных чисел на координатном луче. 1 55 Контрольная работа № 3 «Прямая. Отрезок. Измерение отрезков» 1 56 Окружность и круг. Сфера и шар. 1 57 Углы. Измерение углов. 1 58 Углы. Измерение углов. 1 59 Треугольники. 1 60 Треугольники. 1 61 Четырёхугольники. 1 62 Четырёхугольники. 1 63 Площадь прямоугольника. Единицы площади. 1 64 Площадь прямоугольника. Единицы площади. 1 65 Прямоугольный параллелепипед. 1 66 Прямоугольный параллелепипед. 1 67 Объем прямоугольного параллелепипеда Единицы объема. 1 68 Объем прямоугольного параллелепипеда Единицы объема. 1 69 Единицы массы. 1 70 Единицы времени. 1 71 Задачи на движение. 1 72 Задачи на движение. 1 73 Задачи на движение. 1 Контрольная работа № 4 «Углы. Измерение углов. Треугольник. Прямоугольник. 1 74 Прямоугольный параллелепипед» 75 Многоугольники. 1 76 Занимательные задачи. 1 Делимость натуральных чисел (19) 77 Свойства делимости. 1 78 Свойства делимости. 1 79 Признаки делимости. 1 80 Признаки делимости. 1 81 Признаки делимости. 1 82 Простые и составные числа. 1 83 Простые и составные числа. 1 84 Делители натурального числа. 1 85 Делители натурального числа. 1 86 Делители натурального числа. 1 87 Наибольший общий делитель. 1 88 Наибольший общий делитель. 1 89 Наибольший общий делитель. 1 90 Наименьшее общее кратное. 1 91 Наименьшее общее кратное. 1 92 Наименьшее общее кратное. 1 93 Контрольная работа № 5 «Свойства и признаки делимости. НОД, НОК» 1 94 Занимательные задачи. 1 95 Занимательные задачи. 1 Обыкновенные дроби (65) 96 Понятие дроби. 1 97 Равенство дробей. 1 98 Равенство дробей. 1 99 Равенство дробей. 1 100 Задачи на дроби. 1 101 Задачи на дроби. 1 102 Задачи на дроби. 1 103 Задачи на дроби. 1 104 Приведение дробей к общему знаменателю. 1 105 Приведение дробей к общему знаменателю. 1 106 Приведение дробей к общему знаменателю. 1 107 Приведение дробей к общему знаменателю. 1 108 Сравнение дробей. 1 109 Сравнение дробей. 1 110 Сравнение дробей. 1 111 Сложение дробей. 1 112 Сложение дробей. 1 113 Сложение дробей. 1 114 Законы сложения. 1 115 Законы сложения. 1 116 Законы сложения. 1 117 Законы сложения. 1 118 Вычитание дробей. 1 119 Вычитание дробей. 1 120 Вычитание дробей. 1 121 Вычитание дробей. 1 122 Контрольная работа № 6 «Понятие дроби. Сложение и вычитание дробей» 1 123 Умножение дробей. 1 124 Умножение дробей. 1 125 Умножение дробей. 1 126 Умножение дробей. 1 127 Законы умножения. 1 128 Законы умножения. 1 129 Деление дробей. 1 130 Деление дробей. 1 131 Деление дробей. 1 132 Деление дробей. 1 133 Нахождение части целого и целого по его части. 1 134 Нахождение части целого и целого по его части. 1 Контрольная работа № 7 «Умножение и деление дробей. Нахождение части целого 1 135 и целого по его части» 136 Задачи на совместную работу. 1 137 Задачи на совместную работу. 1 138 Задачи на совместную работу. 1 139 Понятие смешанной дроби. 1 140 Понятие смешанной дроби. 1 141 Понятие смешанной дроби. 1 142 Сложение смешанных дробей. 1 143 Сложение смешанных дробей. 1 144 Сложение смешанных дробей. 1 145 Вычитание смешанных дробей. 1 146 Вычитание смешанных дробей. 1 147 Вычитание смешанных дробей. 1 148 Умножение и деление смешанных дробей. 1 149 Умножение и деление смешанных дробей. 1 150 Умножение и деление смешанных дробей. 1 151 Умножение и деление смешанных дробей. 1 152 Умножение и деление смешанных дробей. 1 153 1 154 Контрольная работа № 8 «Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей» Представление дроби на координатном луче. 155 Представление дроби на координатном луче. 1 156 Представление дроби на координатном луче. 1 157 Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. 1 158 Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда. 1 1 159 Сложные задачи на движение по реке 1 160 Занимательные задачи 1 Повторение (10) 161 Повторение. 1 162 Промежуточная аттестация. 1 163 Повторение. 1 164 Повторение. 1 165 Повторение. 1 166 Повторение. 1 167 Повторение. 1 168 Повторение. 1 169 Контрольная работа № 9 «Итоговая». 1 170 Анализ контрольной работы 1 Всего за год: часов – 170; контрольных работ - 9