История России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ДЛЯ 9 КЛАССА

Программу составила
Кухтина Анжелика Николаевна
учитель истории и
обществознания
МБОУ СШ № 1
первая квалификационная
категория

2021

Планируемые результаты освоения ученого предмета.
Личностные результаты изучения истории включают:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и
этнических группах России на примере историко-культурных традиций,
сформировавшихся на территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её
достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку
действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и
готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих
профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным
материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно
оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём отрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём
сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные
высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении
XIX в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в
изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий
социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации)
их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими
событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и
Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной итературе)
информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в.
(законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских
обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых
ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III,
Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А.
Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков,
Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И.
Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их
деятельности на развитие Российского государства;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических
событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и
трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и
политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с
государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места
культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
В результате изучения истории России выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события, основные
этапы отечественной истории;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств в 19- начале 20 века, об основных процессах социальноэкономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных
передвижений – походов, завоеваний,
колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной истории
Нового времени и Новейшей эпохи;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в
России в 19 – начале 20 в.., памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового
времени и Новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени и Новейшей
эпохи;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России 19 века; б) эволюции политического строя (включая понятия
«монархия», самодержавие» и др.); в) развития общественного движения
(консерватизм, либерализм, народничество, марксизм); г) представлений о мире и
общественных ценностях; д) художественной культуры России 19 – начала 20 века;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной
истории Нового времени и Новейшей эпохи (социальных движений, реформ и
революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в 19 – начале 20 века, сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и
политическое развитие России в 19 – начале 20 века;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций
автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в изучаемый период, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной
литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде
рефератов, презентаций, проектов.
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета.
Александровская эпоха: государственный либерализм
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и
изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и
экономический строй.
Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ.
Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её
роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их
значение.
Международное положение России. Основные цели и направления внешней
политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе.
Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в
состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений.
Тильзитский мир.
Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и
историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в
российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального
общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России.
Проекты аграрных реформ.
Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская
этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества,
их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его
значение.
Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в
Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и
Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской
империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.
Венская система международных отношений и усиле ние роли России в
международных делах. Россия — великая мировая держава.
Николаевская эпоха: государственный консерватизм
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во
внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции,
индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности
промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.
Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных
движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.
Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема
общественных дискуссий.
Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.
Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика
Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.
Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог
власти с католиками, мусульманами, буддистами.
Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских
противоречий. Восточный вопрос.
Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы
международных отношений.
Культурное пространство империи в первой половине
XIX в.
Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие
Антарктиды. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм,
реализм).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Российская культура как часть европейской культуры.
Динамика повседневной жизни сословий.
Преобразования Александра II: социальная и правовая
модернизация
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии,
виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Император Александр II и основные направления его внутренней политики.
Отмена крепостного права, историческое значение реформы.
Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка
сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансовокредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного
переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации.
Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.
Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой
модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Движение к правовому государству.
Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений.
Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и
консервативное движения.
Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия
европейских держав в 1850-1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.
Нарастание антиколониальной борьбы.
Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение
территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия.
Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение
автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики.
Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра
II. Европейская политика России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная
политика. Отношения с США, продажа Аляски.
«Народное самодержавие» Александра III
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки
решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы
с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати.
Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.
Особенности экономического развития страны в 1880-1890-е гг.
Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие
крестьянской общины в пореформенный период.
Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция.
Распространение марксизма.
Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного
национализма.
Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления
внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах.
Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Культурное пространство империи во второй половине
XIX в.

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и
просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и общественные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук.
Географы и путешественники. Историческая наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики.
Революционно-демократическая литература.
Русское
искусство.
Передвижники.
Общественно-политическое
значение
деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских
композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи
музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии
культуры и общественной жизни.
Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в
развитии мировой культуры.
Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения.
Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта.
Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан.
Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой
культуры Нового времени. Человек индустриального общества.
Россия в начале ХХ в.: кризис империи

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции.
Неравномерность экономического раз вития. Монополистический капитализм.
Идеология и политика империализма. Завершение территориального раз дела мира.
Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими
странами. Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи.
Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.
Политическая система Российской империи начала XX в. и необходимость её
реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по
вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.
Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства
в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического
капитализма.
Государственно-монополистический
капитализм.
Сельская община. Аграрное перенаселение.
Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и
рабочий вопросы, попытки их решения.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и
особенности генезиса политических партий в России.
Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие
политических форм объединения народов. Губернии, области, генералгубернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое
княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства.
Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы
Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего
Востока.
Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие
внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже
XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа»
русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русскояпонская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию
в стране.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905-1907 гг. Российское общество и
проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.
Общество и власть после революции 1905—1907 гг.
Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи».
Система думской монархии. Классификация политических партий.
Реформы П. А. Столыпина и их значение.
Общественное и политическое развитие России в 1912-1914 гг. Свёртывание курса на
политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы. Национальная политика
властей.
Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в
Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.
Серебряный век русской культуры
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции
развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие
науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции
реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм.
Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.
Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство.
Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа.
Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.
Распределение часов на изучение тем курса
Тема
Количество часов
Введение
1
Тема 1. Россия в первой четверти 19 века.
9
Тема 2. Россия во второй четверти 19 века.
8
Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ
7
Тема 4. Россия в 1880-1890 гг.
7
Тема 5. Россия в начале 20 века.
8
Промежуточная аттестация
1
Итоговое повторение
1

Тематическое планирование.
№

Раздел программы. Тема урока.

1

Введение
Тема 1. Россия в первой четверти 19 века (9 часов).
Россия и мир на рубеже 18-19 веков.
Александр Первый: начало правления. Реформы М.М.
Сперанского.
Внешняя политика Александра Первого в 1801-1812 гг.
Отечественная война 1812 года.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра Первого в 1813-1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра Первого в 1815-1825 гг.
Национальная политика Александра Первого.
Социально-экономическое развитие страны в первой
четверти 19 века.
Общественное движение при Александре Первом.
Выступление декабристов.
Тема 2. Россия во второй четверти 19 века (8 часов).
Реформаторские и консервативные тенденции во
внутренней политике Николая Первого.
Социально-экономическое развитие страны во второй
четверти 19 века.
Общественное движение при Николае Первом.
Национальная и религиозная политика Николая Первого.
Этнокультурный облик страны.
Внешняя политика Николая Первого. Кавказская война
1817-1864 гг.
Крымская война 1853-1856 гг.
Культурное пространство империи в первой половине 19
века.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в
первой половине 19 века». Р.С. Русский Север в первой
половине XIX века.

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18

Количество
часов
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема 3. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов).
19 Европейская индустриализация и предпосылки реформ в
России.
20 Александр Второй: начало правления. Крестьянская
реформа 1861 года.
21 Реформы 1860-1870 гг.: социальная и правовая
модернизация.
22 Социально-экономическое развитие страны в
пореформенный период. Р.С. Русский Север во второй
половине XIX века.

7
1

23 Общественное движение при Александре Втором и
политика правительства.
24 Национальная и религиозная политика Александра
Второго. Национальный вопрос в России и Европе.

1

1
1
1

1

25 Внешняя политика Александра Второго. Русско-турецкая
война 1877-1878 гг.
Тема 4. Россия в 1880-1890 гг. (7 часов)
26 Александр Третий: особенности внутренней политики.
27 Перемены в экономике и социальном строе.
28 Общественное движение при Александре Третьем.
29 Национальная и религиозная политика при Александре
Третьем.
30 Внешняя политика Александра Третьего.
31 Культурное пространство империи во второй половине 19
века. Р.С. Освоение Арктики в XIX — начале XX века.

1

32 Повседневная жизнь разных слоев населения в 19 веке.
Тема 5. Россия в начале 20 века (8 часов).
33 Россия и мир на рубеже 19-20 20 вв.: динамика и
противоречия развития.
34 Социально-экономическое развитие страны на рубеже 1920 вв.
35 Николай Второй: начало правления. Политическое
развитие страны в 1894-1904 гг.
36 Внешняя политика Николая Второго. Русско-японская
война 1904-1905 гг.
37 Первая российская революция и политические реформы
1905-1907 гг.
38 Социально-экономические реформы П.А. Столыпина. Р.С.
Архангельская губерния в начале XX века .

1
8
1

39 Политическое развитие страны в 1907 -1914 гг.
40 Серебряный век русской культуры. Р.С. Культура
Архангельского края в XIX — начале XX века.

1
1

41 Промежуточная аттестация. Контрольная работа.
42 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во
второй половине 19 – начале 20 века».

1
1

7
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».