ИЗО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5а, 5б, 5в классов

Программу составила
Шумкова Наталья Игоревна
учитель математики первая
квалификационная категория

2021

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений
искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ
Обучающийся научится:
 различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII
века);
 различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и
т. д.);
 выявлять
в
произведениях
декоративно-прикладного
искусства
(народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных
элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);

 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства
(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей
стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы,
объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объёмных декоративных композиций;
 владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).
Обучающийся получит возможность научиться:
 изучить истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
 познакомиться с особенностями уникального крестьянского искусства, семантическим
значением традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
 познакомиться с несколькими народными художественными промыслами России.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
(5 класс, 34 ч - 1 ч в неделю)
Тема 1. Древние корни народного искусства (8часов)
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской
избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
Тема 2. Связь времён в народном искусстве (8 часов)
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись.
Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба
по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема 3. Декор — человек, общество, время (10 часов)
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда
говорит о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного
искусства в жизни человека и общества.
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Современное выставочное искусство. Ты сам мастер.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ
№
п\п
1
2
3
4
5

Раздел программы.
Тема урока
Тема 1. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы. РС №1 «Убранство русской
северной избы»
Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов народного быта
Русская народная вышивка

Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1

РС

№1

6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды
Народные праздничные обряды
Тема 2. Связь времён в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели
Городецкая роспись
Хохлома
Жостово. Роспись по металлу
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по
бересте. РС №2 «Мезенская роспись в украшении
берестяной деревянной утвари русского Севера»
Роль народных художественных промыслов в современной
жизни
Роль народных художественных промыслов в современной
жизни
Тема 3. Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения
Зачем людям украшения
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Одежда говорит о человеке. РС №3 «Создание эскиза
северного народного костюма»
Одежда говорит о человеке. РС №3 «Создание эскиза
северного народного костюма»
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. РС №4
«Изучение герба Архангельска»
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. РС №4
«Изучение герба Архангельска»
Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества
Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Современное выставочное искусство
Современное выставочное искусство
Современное выставочное искусство
Ты сам мастер
Ты сам мастер
Ты сам мастер
Ты сам мастер
Итого:
34 урока, 4 РС

1
1
1
8
1
1
1
1
1
1

РС №2

1
1
10
1
1
1
1
1

РС №3

1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

РС №4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».