Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа №1» (МБОУ СШ № 1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 5 КЛАССА Программу составила Вербицкая Елена Ивановна учитель географии высшая квалификационная категория 2021 5 КЛАСС Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» Личностными результатами изучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; – гармонично развитые социальные чувства и качества: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; – образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств: – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям; – умение толерантно определять своё отношение к разным народам; – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: 5 класс самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Коммуникативные УУД: 5 класс самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: 5 класс анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения; использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности. Личностные УУД: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона); осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Предметными результатами изучения курса «География» в 5 классе являются: осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; - формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; - составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов. понимание смысла собственной действительности: - определять роль результатов выдающихся географических открытий; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. 5 класс Источники географической информации Обучающийся научится: использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать географическую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации. Обучающийся получит возможность научиться ориентироваться на местности при помощи топографических карт читать планы местности и географические карты; строить простые планы местности. Природа Земли и человек Обучающийся научится: различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Обучающийся получит возможность научиться: использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. Население Земли Обучающийся научится: сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям. Обучающийся получит возможность научиться: примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов. приводить СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС Раздел 1. Источники географической информации (19 часов) Развитие географических знаний о Земле (4 часа) Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Земля – планета Солнечной системы (4 часа) Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. План и карта (11 часов) Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов. Пр.р. № 1. Построение плана местности Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений. Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Архангельской области. Р.С. № 1. Построение плана местности Р.С. № 2. Определение географических координат объектов в мире и Архангельской области. Раздел 2. Природа Земли и человек (14 часов) Человек на Земле (3 часа) Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Литосфера – твердая оболочка Земли (11 часов) Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Архангельской области, изучение их свойств. Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Архангельской области. Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов. Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». Р.С. № 3. Определение горных пород, встречающихся в Архангельской области, изучение их свойств. Р.С. № 4. Описание гор, равнин мира и Архангельской области. Р.С. № 5. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов. Промежуточная аттестация Обобщение за курс 5 класса (1 час) Источники географической информации. Земная кора и литосфера. Раздел Учебно-тематический план (5 класс, 34 часа, 1 час в неделю) Количество Тема часов 1.Источники Развитие географических знаний о географической Земле информации Земля – планета Солнечной системы План и карта 2. Природа Человек на Земле Земли и Литосфера – твердая оболочка Земли человек Обобщение за курс 5 класса Итого 4 Количество практических работ 0 4 11 3 11 0 3 0 4 1 34 0 7 Тематическое планирование уроков географии в 5 классе № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Раздел программы. Тема урока Развитие географических знаний о Земле Географические методы изучения окружающей среды. Как люди открывали Землю. Великие географические открытия. География сегодня. Земля – планета солнечной системы Мы во Вселенной. Движение Земли. Солнечный свет на Земле. Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». План и карта Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб. Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. Практическая работа №1: «Построение плана местности». Р.С.№ 1 Географическая карта. Градусная сетка. Практическая работа №2: «Определение по плану и карте расстояний и направлений». Географические координаты. Широта. Географические координаты. Долгота. Практическая работа №3: «Определение географических координат объектов в мире и Архангельской области». Р.С.№ 2 Обобщение по теме «План и карта». Человек на Земле Как люди заселяли Землю. Расы и народы. Сравнение стран мира по политической карте. Литосфера – твердая оболочка Земли Земная кора – верхняя часть литосферы. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа №4: «Определение горных пород, встречающихся в Архангельской области, изучение их свойств». Р.С.№ 3 Движения земной коры. Землетрясения. Движения земной коры. Вулканы. Рельеф Земли. Равнины. Рельеф Земли. Горы. Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и Архангельской области». Р.С.№ 4 Практическая работа №6: «Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов». Р.С.№ 5 Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». Промежуточная аттестация Литосфера и человек Обобщение за курс 5 класса Источники географической информации. Земная кора и литосфера. Итого К-во часов 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34