География

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА

Программу составила
Вербицкая Елена Ивановна
учитель географии
высшая квалификационная
категория

2021

5 КЛАСС
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Личностными результатами изучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей
системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
 гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
 представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и
роли в современном мире;
 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
 осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
 умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
 патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
 готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5 класс
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Коммуникативные УУД:
5 класс
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
5 класс
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять
причины и следствия простых явлений;
 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
 составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
 вычитывать все уровни текстовой информации;
 уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
 осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
 освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
 использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
 использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Личностные УУД:
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, житель конкретного региона);
 осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
 патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Предметными результатами изучения курса «География» в 5 классе являются:
 осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
 освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.
 использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
 использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
 понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
5 класс
Источники географической информации
Обучающийся научится:
 использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,) для поиска и извлечения
информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
 анализировать, обобщать географическую информацию;
 составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников географической информации.
Обучающийся получит возможность научиться
 ориентироваться на местности при помощи топографических карт
 читать планы местности и географические карты;
 строить простые планы местности.
Природа Земли и человек
Обучающийся научится:
 различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
 использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и географических различий;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Обучающийся получит возможность научиться:
 использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
 приводить примеры практического использования географических знаний в различных
областях деятельности;
 создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Обучающийся научится:
 сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

 объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Обучающийся получит возможность научиться:
примеры, показывающие роль практического использования знаний о
населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества,
стран и регионов.
 приводить

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Источники географической информации (19 часов)
Развитие географических знаний о Земле (4 часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.
Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их
географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и
жизнь людей.
План и карта (11 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на
глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы
изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас.
Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане.
Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана
местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана
местности.
Географическая карта — особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение
расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических
объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический
метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1. Построение плана местности
Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.
Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Архангельской
области.
Р.С. № 1. Построение плана местности
Р.С. № 2. Определение географических координат объектов в мире и Архангельской
области.
Раздел 2. Природа Земли и человек (14 часов)
Человек на Земле (3 часа)
Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей
различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов
проживания представителей различных рас.
Литосфера – твердая оболочка Земли (11 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры,
её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и

взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма,
обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную
поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил
Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности
жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной
деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Архангельской области,
изучение их свойств.
Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Архангельской области.
Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».
Р.С. № 3. Определение горных пород, встречающихся в Архангельской области, изучение
их свойств.
Р.С. № 4. Описание гор, равнин мира и Архангельской области.
Р.С. № 5. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Промежуточная аттестация
Обобщение за курс 5 класса (1 час)
Источники географической информации. Земная кора и литосфера.

Раздел

Учебно-тематический план
(5 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
Количество
Тема
часов

1.Источники
Развитие географических знаний о
географической Земле
информации
Земля – планета Солнечной системы
План и карта
2. Природа
Человек на Земле
Земли и
Литосфера – твердая оболочка Земли
человек
Обобщение за курс 5 класса
Итого

4

Количество
практических
работ
0

4
11
3
11

0
3
0
4

1
34

0
7

Тематическое планирование уроков географии в 5 классе
№
п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раздел программы.
Тема урока
Развитие географических знаний о Земле
Географические методы изучения окружающей среды.
Как люди открывали Землю.
Великие географические открытия.
География сегодня.
Земля – планета солнечной системы
Мы во Вселенной.
Движение Земли.
Солнечный свет на Земле.
Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы».
План и карта
Ориентирование на местности.
Земная поверхность на плане и карте.
Условные знаки. Масштаб.
Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте.
Практическая работа №1: «Построение плана местности». Р.С.№ 1
Географическая карта.
Градусная сетка.
Практическая работа №2: «Определение по плану и карте расстояний и
направлений».
Географические координаты. Широта.
Географические координаты. Долгота.
Практическая работа №3: «Определение географических координат объектов
в мире и Архангельской области». Р.С.№ 2
Обобщение по теме «План и карта».
Человек на Земле
Как люди заселяли Землю.
Расы и народы.
Сравнение стран мира по политической карте.
Литосфера – твердая оболочка Земли
Земная кора – верхняя часть литосферы.
Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа
№4: «Определение горных пород, встречающихся в Архангельской области,
изучение их свойств». Р.С.№ 3
Движения земной коры. Землетрясения.
Движения земной коры. Вулканы.
Рельеф Земли. Равнины.
Рельеф Земли. Горы.
Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и Архангельской
области». Р.С.№ 4
Практическая работа №6: «Обозначение на контурной карте гор и равнин
мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов». Р.С.№ 5
Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута
«Скульптурный портрет Земли».
Промежуточная аттестация
Литосфера и человек
Обобщение за курс 5 класса
Источники географической информации. Земная кора и литосфера.
Итого

К-во
часов
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
11
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».