Биология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа №1»
(МБОУ СШ № 1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА

Программу составила
Жданова Наталья Вячеславовна
учитель биологии
высшая квалификационная
категория

2021

Планируемые результаты освоения курса биологии
Результаты обучения основных образовательных программ структурируются по
ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической
информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими
словарями, справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий;
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных
представлений о картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.
Планируемые результаты изучения курса биологии
Живые организмы (5 класс)
Обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
.• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в
природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из
одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Содержание
Живые организмы. 5 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Биология как наука (5 часов)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой
природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами
и инструментами.
Лабораторные работы
1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Региональное содержание
1.Осенние явления в жизни растений и животных
Экскурсии
1.Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Тема 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (9 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы
с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее
строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки:
поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и
деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи
Лабораторные работы
2.Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
3.Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука
4.Приготовление и рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи,
плодов томатов, рябины)
Тема 3. Многообразие организмов (20 часов)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль
в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их
распространение в природе.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений,
одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания
растений.

Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные.
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и
жизни человека, использование.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные
особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие,
значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в
природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные
и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных
животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни
человека.
Беспозвоночные
животные,
особенности
их
строения.
Многообразие
беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных
животных.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и
их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение
лишайников.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик,
ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах),
спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Промежуточная аттестация
Лабораторные работы
5. Изучение органов цветкового растения
6. Особенности строения шляпочных грибов
7. Изучение строения плесневых грибов
Промежуточная аттестация
Оценка выполнения лабораторных работ
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с обучающимися. Все лабораторные работы являются этапом
комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно,
так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Оценочные л/р 2, 5, 6, 7. Тренировочные л/р 1, 3, 4.
Региональное содержание
2 «Многообразие растений родного края»
3 «Бурые и красные водоросли Белого моря»
4«Многообразие мхов на примере местных видов».

5 «Голосеменные растения Архангельской области»
6 «Покрытосеменные растения Архангельской области»
7 «Лишайники северных лесов»
Учебно-тематический план
Тема

Количество
часов

Тема 1. Биология как наука
Тема 2. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов

5
9

Тема 3. Многообразие организмов
Итого

20
34

Тематическое планирование
уроков биологии в 5 классе (1 час в неделю), л/р 7, р/с 7.
№
урока

1
2

3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14

15
16
17

Раздел программы. Тема урока

Кол-во
часов

Тема 1. Биология как наука
Биология - наука о живой природе
Методы исследования в биологии. Правила работы в лаборатории.
Л/р№1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в
природе»
Разнообразие живой природы
Среды обитания живых организмов
Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни
растений и животных». Р/с№1 «Осенние явления в жизни растений и
животных».
Тема 2. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов
Устройство увеличительных приборов. Л/р№2 «Устройство
увеличительных приборов и правила работы с ними»
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Химический состав клетки. Органические вещества
Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Л/р№3
«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука»
Особенности строения клеток. Пластиды. Л/р№4 «Приготовление и
рассматривание препарата пластид в клетках (листа элодеи, плодов
томатов, рябины)
Процессы жизнедеятельности в клетке
Деление и рост клеток
Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов

5
1
1

Повторительно-обобщающий урок «Клетка. Клеточное строение
организмов»
Тема 3. Многообразие организмов
Строение и многообразие бактерий
Роль бактерий в природе и жизни человека
Характеристика царства Растения. Р/с№2 «Многообразие растений
родного края»

1

1
1
1

9
1
1
1
1
1

1
1
1

20
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Водоросли. Р/с№3 «Бурые и красные водоросли Белого моря».
Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека
Высшие споровые растения. Моховидные. Р/с№ 4«Многообразие мхов
на примере местных видов».
Папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные.
Голосеменные растения
Разнообразие хвойных растений. Р/с№5 «Голосеменные растения
Архангельской области»
Покрытосеменные растения. Л/р№5 «Изучение органов цветкового
растения»
Многообразие покрытосеменных. Р/с №6 «Покрытосеменные растения
Архангельской области»
Общая характеристика царства Животные
Подцарство Одноклеточные
Подцарство Многоклеточные
Характеристика царства Грибы. Л/р№ 6. Особенности строения
шляпочных грибов
Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.
Л/р № 7. «Изучение строения плесневых грибов»
Грибы – паразиты растений, животных, человека.
Лишайники. Р/с№7 «Лишайники северных лесов»
Промежуточная аттестация
Многообразие живой природы. Охрана природы
Итого: уроков-34, р/с-7, л/р – 7.

1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
2023-2024-Расписание секций ШСК ОЛИМП.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».