Утверждена приказом директора МБОУ СШ № 1 от 16.09.2021 № 325 «ДОРОЖНАЯ КАРТА» внедрения системы наставничества в образовательной организации (ОО) № Наименова-ние этапа этапа 1 Подготовка условий для запуска программы наставничества Длительность этапа В течение первого месяца На этом этапе важно: информировать педагогов, обучающихся и родительское сообщество о подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся, педагогов, молодых специалистов; определить заинтересованные в наставничестве аудитории внутри и во вне ОО – выпускники, работодатели и др.; определить цель, задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты; обеспечить нормативно-правовое оформление программы наставничества; создать организационные условия для осуществления программы наставничества (назначить куратора; сформировать команду; привлечь ресурсы и экспертов для оказания поддержки); создать страницу на сайте ОО; определить сроки, показатели, способы анализа потребности в обучении (далее - АПО) (самостоятельно или с привлечением экспертов; очно, с использованием интернет-технологий и пр.) и организации «обратной связи», формы отчетности наставника и куратора программы наставничества, формы и условия поощрения наставников и куратора; разработать модель сетевого или иного взаимодействия партнеров в осуществлении наставнической деятельности. Рекомендуемые документы для этапа Приказ о внедрении целевой модели наставничества в ОО (утверждение Положения о наставничестве, дорожной карты внедрения системы наставничества в ОО (наименование этапа, сроки, мероприятия этапа) и ответственных); Положение о наставничестве в ОО (срок действия – от 16.09.2021 № 325. «Об организации методической работы»): общие положения; цель и задачи наставничества, формы наставничества, критерии, методы и процедуры отбора/выдвижения наставников; права и обязанности наставников, наставляемых и куратора; мотивация наставников и куратора; организация «Школы наставника», общие критерии эффективности работы наставников; формы отчетности и др.; Программа наставничества в ОО (длительность наставнической программы – 1 год): ролевые модели выбранных форм наставничества, цель и задачи в разрезе моделей, календарный план мероприятий; Формы согласий на обработку персональных данных от участников № Наименова-ние этапа этапа 2 Формирование базы наставляемых 3 Формирование базы наставников 4 Отбор/ выдвижение и обучение наставников 5 Формирование наставнических пар / групп Длительность этапа На этом этапе важно: информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы; организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам (сайт ОО, эл. дневник), в том числе - сбор запросов наставляемых; провести уточняющий АПО наставляемых (например, анкетный опрос, интервью, наблюдения и др. для анализа потребностей в развитии наставляемых); использовать различные форматы для популяризации программы наставничества (хакатоны, форумы, конкурсы, бизнес-игры, сторителлинг, квесты и пр.); В течение провести мероприятия для информирования и вовлечения первого месяца потенциальных наставников, взаимодействовать с целевыми аудиториями на профильных мероприятиях (например, мероприятия с соцпартнерами, конференции, форумы, конкурсы и др.); желающих/готовых быть наставниками объединить в базу по #тегам (признакам классификации); В течение провести отбор/выдвижение наставников в соответствии с первого-второго Положением о наставничестве и утвердить реестр месяца наставников; подготовить методические материалы для сопровождения наставнической деятельности (памятки, сценарии встреч, рабочие тетради и пр.); провести АПО наставников и разработать программы обучения наставников; найти ресурсы для организации обучения (через соцпартнеров, гранты, конкурсы, учредителей и др.); организовать «Школу наставников» и провести обучение. В течение организовать групповые встречи для формирования пар или месяца после групп (с использованием различных форматов: квест, издания приказа соревнование и пр.) – при необходимости; о внедрении организовать пробную рабочую встречу и встречуцелевой модели планирование наставников и наставляемых, выбрать наставничес-тва форматы взаимодействия для каждой пары или группы; В течение первого месяца Рекомендуемые документы для этапа наставнической программы; Перечень лиц, желающих иметь наставников; Анкеты для анализа потребности в развитии у наставляемых; Если наставляемые несовершеннолетние, то согласие родителей (законных представителей) на АПО и иные процедуры (при необходимости); Отчет по результатам АПО наставляемых. Формат портфолио наставника; Анкеты-опросы «Чем я могу быть полезен в качестве наставника?»; Письма-обращения к работодателям; справки об отсутствии судимости, медицинские справки для партнеров; Приказ об утверждении реестра наставников и направление его в Управление образования МО; Анкеты для анализа потребности в развитии наставников; Отчет по итогам АПО наставников; Приказ об организации «Школы наставников», утверждение программ и графиков обучения наставников; Памятки для наставников. Приказ об утверждении наставнических пар/групп (№ 325 от 16.09.2021) Планы индивидуального развития наставляемых (в том числе – индивидуальные траектории обучения); № Наименова-ние этапа этапа Длительность этапа в ОО Рекомендуемые документы для этапа обеспечить психологическое сопровождение наставляемым, Памятки для наставляемых. не сформировавшим пару или группу (при необходимости), продолжить поиск наставника провести обучающие, экспертно-консультационные и иные мероприятия наставников; организовать комплекс последовательных встреч наставников и наставляемых; организовать текущий контроль достижения планируемых результатов наставниками. организовать «обратную связь» с наставниками, наставляемыми и куратором (например, провести итоговое анкетирование, рефлексию); подвести итоги мониторинга эффективности реализации программы; организовать итоговую встречу наставников и наставляемых (например, проектное интервью) для обсуждения результатов мониторинга эффективности; организовать и провести итоговое мероприятие («Mentory fest») для представления результатов наставничества, чествования лучших наставников и популяризации лучших кейсов (с приглашением представителей бизнессообщества, образовательных организаций - партнеров, НКО, исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, выпускников и др.); сформировать базу успешных практик (кейсов); сформировать долгосрочную базу наставников, в том числе - из успешно завершивших программу наставляемых, желающих попробовать себя в новой роли; популяризировать лучшие практики и примеры наставничества через медиа, участников, партнеров. 6 Организация и осуществление работы наставнических пар / групп В течение года после этапа 5 (до завершения отчетного периода) 7 Завершение наставничества В конце отчетного периода На этом этапе важно: Форматы анкет обратной промежуточной оценки. связи для Анкеты удовлетворенности наставников и наставляемых организацией программы наставничества; Отчет по итогам наставнической программы (включая отчеты наставников и куратора); Приказ о поощрении участников наставнической деятельности;